Кедровники северо-востока европейской части СССР


Кедр сибирский на северо-восточной окраине Русской равнины произрастает в подзонах крайней северной, северной и средней тайги.

Участие кедра в лесах чаще всего ограничивается единичной примесью и реже 10—20% в составе еловых, елово-пихтовых и елово-сосновых лесов и производных от них березняках и осинниках. Небольшая доля принадлежит кедрово-еловым лесам с участием кедра до 40% и совсем незначительны площади с преобладанием кедра. Чистых кедровников почти нет.

Леса с преобладанием кедра представлены, как правило, небольшими массивами, удаленными друг от друга на десятки километров, приуроченными к заболоченным участкам, неблагоприятным для произрастания других темнохвойных пород. Кедр в них большей частью находится в первом ярусе, второй же ярус состоит из ели, пихты и березы с небольшим количеством кедра. В подросте преобладают пихта и ель.

В типологическом отношении кедровники данного района B. А. Поварницын (1944) отнес к мшистой, долгомошниковой и сфагновой группам соответственно IV, V и Va классов бонитета. Лишь в мшистой группе он описал два типа леса — кедровник черничниковый и папоротниковый, в остальных по одному.

Н. И. Непомилуева (1974) выделила в качестве самостоятельной группы кедровники лишайниково-зеленомошные, характеризуя их в качестве аналогов горных лишайниковых кедровников. В этой группе она описала два типа леса: ягодниково-багульниковый и травянисто-лишайниково-зеленомошный. Указывается на преобладание кедра, незначительное участие в составе ели сибирской, пихты сибирской и березы повислой, иногда сосны обыкновенной. Эта группа носит промежуточный характер между зеленомошной и лишайниковой и поэтому целесообразнее рассматривать ее не в качестве самостоятельной, а принять за лишайниковую. Помимо ее сходства с горными лишайниковыми кедровниками, эта группа очень сходна с северными лишайниковыми кедровниками Западно-Сибирской равнины.

В зеленомошной группе Н. И. Непомилуева различает три подгруппы — кустарничково-зеленомошную, кислично-папоротниковую и травянисто-зеленомошную. В первой она выделила шесть типов, из которых наиболее часто встречаются кедровый ельник черничный и кедровник с елью чернично-хвощевый; во второй — кедровник чернично-мелкопапоротниковый и кедровник папоротниковый; в третьей — ельник кедровый луговиково-черничный. Лучшие из насаждений этой группы относятся к IV классу бонитета, но запас древесины в них невелик из-за низких полнот верхнего яруса.

Среди долгомошников и сфагновых кедровников выделено несколько типов леса. Общее у них — невысокая доля участия кедра, низкая сомкнутость крон и низкая продуктивность древостоя — бонитет V—Va класса. То же можно сказать и о сфагновотравянистых кедровниках, выделенных в самостоятельную группу, являющуюся переходной между травянистыми и сфагновыми лесами.

Н. И. Непомилуева аргументированно считает, что кедр на западной границе несколько расширяет свой ареал и медленно заселяет площади, на которых был ранее уничтожен пожарами и рубками.

Из-за сильного антропогенного влияния трудно определить истинные взаимоотношения кедра с елью и пихтой в рассматриваемом районе, на достаточно благоприятных для кедра экологических местообитаниях, в заболоченных же условиях все свидетельствует о превосходстве кедра над этими породами.