В связи с центральной ролью экосистемы в современной защите от вредителей методы, которые обсуждаются в данном разделе, называются экологическими, в противоположность методам техническим. Они объединяют культуртехнические, агротехнические и биологические методы. Слово «культуртехнический» в данном случае означает формирование ландшафта или окружающей среды. По существу, речь идет о попытках создания неблагоприятных условий существования для соответствующих вредных организмов, которые не смогут при этом размножаться в достаточных количествах и не вызовут повреждений. Подобные профилактические методы представляют собой самое изящное и самое экономное решение проблемы борьбы с вредителями на длительное время.
В качестве примеров следует назвать санирование районов, зараженных желтой лихорадкой и малярией, путем осушения мест отрождения комаров — переносчиков возбудителей болезней, или же подавление массовой зараженности морковной мухой или галлицей Contarinia torquena путем возделывания растений-хозяев на полях, открытых ветрам. В лесах одни вредители, например многие личинки листовых пилильщиков или гусеницы бабочек, лучше развиваются на ослабленных деревьях, другие, как клещи и тли, предпочитают тургесцентные растения с высоким давлением клеточного сока.
В целом можно сказать, что при возделывании культурных растений следует учитывать условия обитания для вредных организмов. В зависимости от экологических потребностей определенного возбудителя болезни или вредителя пораженность (вероятность массового размножения) можно ослабить при сочетании агротехнических мероприятий, т. е. выбора участка, удобрений, способов обработки почвы, севооборотов и сортов, с профилактическими мерами защиты. Агротехнические методы очень разнообразны и являются основой возделывания и защиты растений; их особое преимущество заключается в хорошей совместимости с существованием всякого рода антагонистов вредителей. Примером может служить агротехническая борьба с паршой картофеля.
Выведение и использование устойчивых сортов культурных растений оказалось крайне важным методом предупреждения (профилактики) заражения вредителями. Вспомним хотя бы о филлоксере (Phylloxera vitifolia), которая была занесена в Европу во второй половине XIX века; виноградарство удалось спасти только благодаря прививке европейских лоз на американские подвои, нечувствительные к этому вредителю. Огромное значение имеют сорта картофеля, устойчивые к вирусным болезням и нематодам, а также сорта зерновых, устойчивые к ржавчинным грибам.
В будущем единое решение вопросов продуктивности и безопасной для среды защиты при селекции растений станет еще более важной задачей. Начальные подходы к этому уже сейчас осуществляются при возделывании таких важнейших для питания человека видов, как рис, кукуруза, сорго.
Однако способность вредителей к адаптации, обусловленная формированием новых рас и разновидностей, заставляет селекционеров путем отбора и скрещиваний постоянно создавать новые сорта, так как достигнутая однажды устойчивость тоже может потерять свое значение при перестройке вредных организмов. Отказ от генетического разнообразия и широкое возделывание лишь одного устойчивого сорта связаны с большим риском. Ярким примером этому служит опустошительная эпифитотия южного гельминтоспориоза кукурузы, разразившаяся в 1970 г. на обширных площадях в США. Устойчивость культуры была сведена на нет только одной мутацией возбудителя (Helminthosporium maydis).
Особенно возросло в настоящее время значение культуртехнических методов для борьбы с вредителями лесных пород. Это связано с тем, что доминировавшая ранее в лесном хозяйстве точка зрения на необходимость получения максимального выхода древесины дополнена, особенно в Европе, требованием возможно большего долголетия насаждений. Производственные задачи, помимо экономических, включают равным образом социальные задачи и социальное значение леса.
Как уже указывалось, вспышки размножения вредителей становятся более вероятными при оптимальных условиях окружающей среды. Широкомасштабное возделывание не обладающих устойчивостью культур в чистых посевах (монокультура) стимулирует репродуктивную способность вредителей, питающихся данным видом, так как при этом отпадает важнейший природный ограничивающий фактор — недостаточная обеспеченность кормом. Неправильное внесение удобрений и прежде всего чрезмерные дозы азота делают многие растения более предрасположенными к вредителям. Кроме того, некоторые средства защиты влияют на физиологию листьев, и растения становятся более восприимчивыми к сосущим вредителям. Обработки почвы и не в последнюю очередь используемые при этом машины зачастую непосредственно или косвенно определяют активность вредителей. Предотвращение таких опасностей, создаваемых самим человеком, принадлежит к методам защиты, которые называются агротехническими.
Следует упомянуть о возможности ослабления интенсивности поражений путем предоставления вредителям различных источников питания. Например, в районах, где олени сильно повреждают кору хвойных пород, хорошие результаты дает выделение свекловичных полей для питания копытных; позже структуру леса можно разнообразить введением лиственных пород, повысив тем самым устойчивость насаждения. В принципе подобные преимущества целенаправленного разнообразия видового состава культур используют для борьбы с многими фитофагами.
Грубым отправным пунктом могут служить данные о том, что в монокультуре комплекс вредителей большей частью также обеднен по видовому составу и, следовательно, по активности уступает многочисленному биотопу. Однако предотвращение вспышки размножения зависит обычно не от разнообразия культурного ландшафта, а скорее от совершенно специфических его свойств. Необходимо постоянно исследовать такие «ключевые факторы», чтобы их можно было включать в качестве стабилизирующих элементов в систему растениеводства и защиты растений.
Это означает также, что защита растений не должна существовать для исправления ошибок, возникающих, когда высшей целью является быстрое достижение максимальной урожайности. В лесах и садах экстенсивного типа требование наибольшей многогранности экосистемы выполнить легче, чем в посевах, нацеленных на получение высоких урожаев. В первых удается скорее целенаправленно стимулировать такие ограничивающие факторы, которые в соответствующих исследованиях оказались особенно действенными. Для культурных растений ими могут быть факторы питания, которыми можно управлять с помощью агротехники и ухода за почвой, свойства устойчивости или же активизация естественных врагов. В последнем случае речь идет о биологической борьбе в узком смысле слова как «поддержание и стимулирование естественных врагов». Однако переплетение отдельных методов надо всегда иметь в виду.
Многие авторы объединяют вышеописанные и биологические методы в «биологическую борьбу», поскольку в обоих случаях мобилизуются живые организмы: во- первых, растения — на повышение их самозащиты и, во-вторых, виды-антагонисты — на активное уничтожение вредителей. В условиях «биолого-динамического», а также «органического» растениеводства агротехника, мелиорация почвы и удобрение находятся в центре внимания каждого хозяйства. В этой книге понятию «биологическая борьба» придается (прежде всего по чисто практическим соображениям) более узкий смысл, поскольку всеобъемлющие понятия, судя по опыту, легко вводят в заблуждение.