Интерьерные показатели отдельных видов средней бурозубки


Масса тела. У карельских средних бурозубок масса тела характеризуется обычными для этого вида показателями: взрослые самцы весят в среднем 5.4, самки — 6.0 г.

Однако диапазон колебаний довольно значительный: от 3. 5 до 8. 6 у зимовавших особей и 2.4—6.6 у сеголеток. Ход сезонно-возрастных изменений массы тела у средней бурозубки в общем аналогичен наблюдающемуся у других видов землероек. От лета к осени у прибылых зверьков она немного возрастает (на 5—12%), к зиме падает, а затем, после весеннего скачка, увеличивается, достигая летом у зимовавших особей 5.4—6.0 г. Таким образом, суммарный прирост массы за весь постэмбриональный период составляет у средней бурозубки 1.4—2.1 г, или 35—52 %, т. е. приблизительно столько же, сколько и у обыкновенной.

Половые отличия довольно отчетливы и заключаются в том, что летом масса тела молодых самцов превышает таковую самок, а у старых, наоборот, самки весят больше, чем самцы. Последнее легко связать с беременностью и лактацией взрослых (зимовавших) самок. Как и у обыкновенной бурозубки, у неполовозрелых особей рассматриваемого вида наибольшей изменчивостью массы тела отличаются самцы, а у половозрелых — самки. Однако общий уровень вариабельности массы тела у средней бурозубки больше: 10.8—32.4 % (против 10—18 % у обыкновенной).

Сердце. Сезонно-возрастные изменения абсолютной и относительной массы сердца средней бурозубки свидетельствуют об относительной стабильности индекса при заметном возрастном росте абсолютных показателей, идущем параллельно изменениям массы тела. Абсолютная масса сердца за год (с момента перехода к самостоятельной жизни до второго лета у зимовавших) увеличивается у самцов на 29.1 мг, самок — на 31.2, т. е. на 60— 63 % по отношению к летним показателям у прибылых. Что же касается индекса сердца, то его возрастные изменения обусловлены, очевидно, изменениями массы тела. Именно поэтому относительные показатели массы сердца у взрослых самцов летом гораздо выше, чем у самок. В остальное время четких половых отличий не обнаружено. В целом индекс сердца у средней бурозубки характеризуется более высокими цифрами, чем у обыкновенной, что соответствует правилу величины Гессе, т. е. различиям в уровне обмена веществ, обусловленным величиной поверхности тела (обратная зависимость).

Коэффициенты вариации абсолютной и относительной массы сердца у средней бурозубки близки к соответствующим показателям для других видов землероек и свидетельствуют об относительной стабильности рассматриваемого признака (10—18%).

Печень. Представленные данные об абсолютной и относительной массе печени средней бурозубки демонстрируют общие для всех видов землероек закономерности. Прежде всего обращает внимание снижение относительных показателей осенью, что обусловлено расходованием депонированных в печени питательных веществ в связи с линькой и ухудшением экологических условий (снижение температуры воздуха, ненастье, перестройка терморегуляции на зимний вариант). Второй особенностью процесса является увеличение абсолютной и относительной массы печени летом второго года жизни. Это связано с половым циклом, требующим создания резервов гликогена, а также (в конце сезона) аккумуляцией резервных веществ с одновременным сокращением их расхода. Осеннее снижение составляет 3.5—5.5 ‰, т. е. 6—10% от летнего уровня, а летний подъем — 15—35 ‰ или 28—66 % от показателей прошлой осени. Летнее увеличение абсолютных цифр еще значительнее: на 262—303 мг, что составляет 126—149 %. Изменчивость размеров печени выше, чем сердца, и колеблется для абсолютных показателей от 13.9 до 29.3 %, относительных — от 12.6 до 58.9 %.

Почки. Сезонно-возрастные изменения величины почек средней бурозубки в общем соответствуют динамике массы тела и размеров печени, а именно характеризуются небольшим увеличением у молодых животных от лета к осени и затем резким подъемом у перезимовавших от весны к лету. Индекс почек меняется иначе и при этом различно у самцов и самок. У самцов максимальные относительные размеры органа наблюдаются в первое лето жизни, в возрасте 1—3 мес. Затем, к осени, они падают на 0.8 ‰, (4.4%), а к следующему лету снова возрастают до величины, средней между летними и осенними показателями у молодых особей. У самок индекс почек претерпевает небольшое увеличение к первой осени, а к лету второго года жизни заметно снижается (на 2.7 ‰, т. е. на 14 % по сравнению с осенними показателями), что, очевидно, связано с резким увеличением массы тела у беременных самок.

Индивидуальная изменчивость размеров почек у средней бурозубки, судя по коэффициентам вариации, невелика: 7.8—23.9 % для абсолютного и 10.2—29.5 % для относительного показателей.

Селезенка. У средней бурозубки величина селезенки демонстрирует четкие сезонно-возрастные изменения, аналогичные отмеченным у обыкновенной бурозубки. Они заключаются в снижении показателей от лета к осени у молодых животных и в довольно резком подъеме к следующему лету, т. е. в известной мере параллельны динамике уровня метаболизма. По индивидуальной изменчивости размеров селезенка занимает первое место: коэффициенты вариации абсолютных показателей — 35.3—75.9 %, относительных — 29.1 — 76.3 %.

Центральное жировое включение (поджелудочная железа Аселли). Как и у предыдущего вида, масса ЦЖВ средней бурозубки демонстрирует закономерное снижение от момента перехода к самостоятельной жизни и до смерти от старости, свидетельствуя о постепенном расходовании запасенных в нем веществ. Хорошо вырисовывается половой диморфизм по индексу органа: относительная масса железы Аселли во всех изученных группах выше у самцов. Вариабельность размеров жирового включения довольно значительна: в абсолютных показателях — 16.6—94.2 %, в относительных — 12.1—84.9 %. Интересно отметить, что по индексу этого органа средняя бурозубка значительно уступает обыкновенной. Возможно, это связано с более интенсивным расходованием заключенных в железе резервов у более мелкого, а следовательно, отличающегося более энергичным метаболизмом вида.

Надпочечники. Общая картина сезонно-возрастных изменений массы надпочечников у средней бурозубки подтверждает возможность использования этого показателя в качестве индикатора стенени напряженности обмена веществ, вызываемой как внешними, так и внутрипопуляционными факторами. В частности, осенний подьем показателей, отмеченный как у самцов, так и у самок, легко объяснить похолоданием и общим ухудшением кормовых условий, а половой диморфизм — большей напряженностью физиологических процессов у самок в связи с беременностью и выкармливанием молодых. Индивидуальная изменчивость величины надпочечников весьма значительна: 36.7—60.8 % абсолютных показателей и 39.5—59.6 % — относительных.

Тимус. Как и у других видов землероек, у средней бурозубки тимус испытывает полную инволюцию к осени первого года жизни, задолго до наступления половой зрелости. Обращает внимание значительная индивидуальная изменчивость массы тимуса: 40.3—41.6 %.

Кишечник. Данные о длине кишечника средней бурозубки подтверждают установленную для обыкновенной бурозубки закономерную тенденцию к непрерывному снижению относительной длины кишечника с возрастом. Что же касается видовой специфики рассматриваемого признака, то она весьма характерна и подтверждает связь индекса кишечника с типом питания: у более насекомоядной средней бурозубки длина кишечника меньше, чем у обыкновенной, в питании которой значительное место занимают семена. Изменчивость рассматриваемого показателя в общем невелика: 8.4—27 % для абсолютной длины и 7.8—25.4 % для относительной. Это близко к соответствующим цифрам у обыкновенной бурозубки.