Выявление площадей кедровников с учетом их динамики


Как уже отмечалось выше, кедровые леса — источник получения различных весьма ценных, в ряде случаев уникальных продуктов.

Одновременно они выполняют защитные, эстетические и другие полезные функции. В связи с этим проблема правильного учета площадей, занятых кедровыми насаждениями, имеет большое народнохозяйственное значение. По региону Западной и Восточной Сибири, по данным учета лесного фонда на 1 января 1978 г., площадь кедровых лесов составляет 30,9 млн. га, в то время как на 1 января 1959 г. их числилось 23,6 млн. га. Это говорит о более точном учете площадей, занятых кедровыми насаждениями в последнее 20-летие в связи с принятыми мерами при проведении лесоустроительных работ. Однако в хозяйственный оборот вовлечена сравнительно небольшая часть кедровых массивов, расположенных в более доступных местах. На значительной площади кедровников, расположенных в освоенных районах, в результате интенсивной их эксплуатации кедровые насаждения оказались расстроенными. В некоторых лесхозах Западной Сибири отмечается сокращение площадей, занятых кедром. В последние годы принят ряд мер, направленных на более рациональное использование и строгий учет кедровых лесов.

На большом экспериментальном материале изучены возрастная структура, строение кедровых древостоев, довольно детально установлена их возрастная динамика. Изучение возрастной структуры, строения и роста кедровых насаждений в равнинной части Западной Сибири, Горном Алтае, Саянах, Прибайкалье показало, что во всех названных районах в основном распространены разновозрастные кедровые леса. Разновозрастные кедровники характерны и для тех районов и типов леса, которые, как правило, не являются участками пирогенного происхождения.

Сложность учета площадей кедровых насаждений обусловлена характерной особенностью их строения и возрастной динамики, почти повсеместным участием в древостое нескольких видов темнохвойных (ели, пихты) и мягколиственных (березы, осины) пород, причем последние абсолютно преобладают на ранних фазах восстановительных смен.

Как отмечалось ранее, каждое поколение кедра (сибирского, корейского) в процессе жизни от всхода до естественной спелости и отмирания древесного яруса проходит несколько стадий развития (онтогенетических), последовательно сменяющихся во времени (в процессе возрастной или восстановительной динамики). Сложность этих процессов обусловливается наличием в природе как девственных кедровых лесов, в которых длительное время (в течение жизни нескольких поколений) не было эндогенных катастрофических явлений (например, пожаров, инвазий массовых вредных хвоегрызущих насекомых), так и пирогенных, образованных после массовых пожаров.

Схема стадиального развития девственных кедровников Зауральского Приобья, включающая семь стадий, была описана Б. П. Колесниковым и Е. П. Смолоноговым (1960). Г. В. Крыловым (1962) сходная схема, включающая шесть стадий, с акцентом на процессы роста и семеношения кедра сибирского, была приведена в следующей последовательности: первая стадия — подроста (продолжительностью от 1 до 20 лет); вторая — начала семеношения 21—50 лет; третья — наибольшего прироста в высоту (51—70 лет); четвертая — средневозрастная, максимума прироста по диаметру (71—120 лет); пятая — зрелости, максимального семеношения деревьев, начала распада и внедрения под пологом нового поколения подроста кедра (121—300 лет); шестая — старения, распада древостоя и вхождения нового (второго) поколения кедра в древесный ярус — свыше 300 лет до биологической (естественной) продолжительности жизни старого поколения.

Характеристика восстановительно-возрастной динамики кедровников Урала пирогенного происхождения (на примере наиболее характерных типов леса) дана Е. П. Смолоноговым, В. А. Кирсановым, П. Ф. Трусовым (1971).

1. Вскоре после пожара происходит интенсивное, мало растянутое по времени, т. е. почти одновременное заселение гари березой, елью, пихтой и кедром, иногда с небольшим участием сосны и лиственницы. Береза обгоняет в росте хвойные породы и образует сомкнутый полог, под которым из хвойных формируется подрост.

2. На следующем этапе, который заканчивается около 70 лет, из хвойных лесообразователей формируется второй ярус.

3. В возрасте около 100—110 лет второй ярус достигает нижней границы верхнего полога и начинает в него врастать, процесс врастания хвойных пород в основной ярус обычно заканчивается к 140—150 годам.

4. К 130—150 годам начинается интенсивное выпадение из древостоя березы, в результате образуются экологические ниши, заполняемые новыми поколениями ели, пихты, березы.

Ель, пихта и кедр первой, или начальной, генерации в этот период переходят в стадию зрелости, которая у ели продолжается до 200—220 лет, у пихты до 160—180, а у кедра примерно до 280—300 лет.

5. По мере отмирания деревьев старших поколений ели и пихты (первой генерации) после указанных возрастов также образуются экологические ниши, в результате чего поколения второй генерации этих пород и березы образуют сначала сомкнутые биогруппы, а затем начинают формировать и второй ярус, в то же время продолжается появление всходов.

В связи с неодинаковой долговечностью березы, ели и пихты и неодновременным выпаданием их из состава древостоев процесс носит неравномерный, пульсирующий характер. Древостой же кедра старшего поколения практически сохраняются до 340—360-летнего возраста.

И. В. Семечкин (1971) рекомендует учитывать отдельно одновозрастные и разновозрастные кедровые насаждения. К разновозрастным или условно-разновозрастным древостоям относят древостой, состоящие из двух и более поколений леса. Одновозрастные кедровые насаждения чаще имеют пирогенное происхождение или являются производными после проведения рубок и естественного возобновления за счет подроста предварительного и последующего происхождения.

В связи с таким сложным и различным строением кедровых насаждений учет их до сих пор затруднен. Поэтому площади даже с хорошим возобновлением кедра зачастую относили к еловопихтовым или березово-осиновым формациям. И только ввод в действие «Технического указания по таксации кедровых насаждений» в 1970 г. способствовал более точному учету смешанных кедровых древостоев с небольшой долей участия кедра в составе; относить к кедровникам стали смешанные насаждения с наличием кедра до 3 единиц в приспевающих и старших насаждениях и до 2 единиц в молодняках. Такая технология таксации кедровых насаждений с учетом классов возраста, а также таксация с выделением их по поколениям при проведении лесоустроительных работ позволит выявить дополнительные площади кедровых насаждений, распространенных на территории северо-запада европейской части СССР, Западной, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Для оценки производительности кедровников была предложена западносибирская бонитетная шкала. Позднее специально для древостоев кедра сибирского В. Ф. Лебковым и И. В. Семечкиным в 1963 г. была разработана бонитировочная шкала.