Беспозвоночных, не относящихся к членистоногим, уже многократно испытывали и в ряде случаев использовали для борьбы с другими беспозвоночными, в первую очередь насекомыми. Ниже приведены некоторые примеры, имеющие важное значение для практики.
Планарии
В настоящее время в Калифорнии некоторых представителей этой свободноживущей группы, известной своей высокой регенерационной способностью (Plathelminthes Turbellaria), считают практически пригодными для уничтожения обитающих в воде личинок Culicidae и Chironomidae на разных стадиях развития. Планарии, обычно активные ночью, выделяют клейкую слизь, с помощью которой лишают свою жертву подвижности и затем поодиночке или группами высасывают ее. После внесения планарий Dugesia dorotocephala из расчета 30 особей на 1 м2 численность личинок и куколок комаров в естественных условиях настолько снижалась, что взрослые насекомые уже не появлялись. Хорошие условия для массового размножения планарий создают фильтры-водоочистители и разведение растений, выделяющих большое количество кислорода; оптимальная температура воды — 20—29°С. Использование планарий для биологической борьбы очень перспективно, так как они убивают больше жертв, чем им необходимо для питания, откладывают устойчивые покоящиеся яйца, которые можно хранить, и выживают даже в неглубоких, иногда высыхающих водоемах или на рисовых полях.
Нематоды
Среди круглых червей (Nematodes) достаточно много групп, представители которых развиваются в насекомых как факультативные или облигатные паразиты (энтомопатогенные нематоды). При этом они большей частью повреждают своего хозяина или же убивают его. Полевые опыты по биологической борьбе с помощью энтомопатогенных нематод до сих пор ограничены в основном использованием трех следующих видов:
1 — Neoaplectana carpocapsae, известная также под названием ДД-136, принадлежит к Steinernematidae.
В 50-х годах стало известно, что этот вид как паразит насекомых может найти самое различное применение. Круглые черви, которые легко поддаются массовому разведению в личинках восковой моли или в искусственной питательной среде, попадают вместе с пищей или самостоятельно внедряются в хозяина и через стенки кишечника проникают в полость его тела, выделяя при этом бактерии (в основном виды Achromobacter). Под влиянием бактерий насекомое-хозяин быстро погибает и разлагается в течение 2—3 недель. В разлагающихся и содержащих бактерии тканях насекомого размножаются следующие поколения нематод. Отмытых водой личинок нематод можно наносить на растения путем обычного опрыскивания. В последнее время опыты in vitro показали, что спектр хозяев нематод включает более 100 видов насекомых почти из всех отрядов. Иногда нематоды нападают на паразитов Hymenoptera. И все же первоначально большие ожидания не оправдались, так как лишь немногие полевые опыты дали положительные результаты. Массовые заражения вредителей нематодами удавались редко, главным образом потому, что нематоды нуждаются в постоянном небольшом увлажнении поверхности тела и не могут активно отыскивать своих хозяев.
Учитывая экологические требования нематод, исследователи в настоящее время изучают возможности их внесения в почву. Для этого обычно используют водную суспензию из расчета 104—106 личинок на 1 м2. Можно назвать целый ряд почвообитающих вредителей, в борьбе с которыми N. carpocapsae дала хорошие результаты: рапсовая блошка Psylloides chrysocephala; виды рапсового цветоеда Meligethes; рапсовый скрытнохоботник Ceuthorrhynchus assimilis; корневые мухи на табаке (Phorbia florilega и Ph. plat ига; виды Diabrotica (Chrysomelidae) на батате, кукурузе и декоративных растениях; Graphognatus peregrinus (Curculionidae) на луговых угодьях; зимняя пяденица Operopthera brumata в яблоневых садах; долгоножки Tipula на сенокосно-пастбищных угодьях.
В США некоторые коммерческие препараты нематод выпускаются в флаконах с агаровой культурой паразитов; суспензию готовят перед опрыскиванием. Так как производство этих круглых червей очень дешево, а препараты могут годами храниться в холодильниках, N. carpocapsae считают многообещающим средством борьбы со многими почвообитающими вредителями. Никаких оснований считать их опасными для позвоночных животных нет.
2 — мирмитида Romanomermis culicivorax паразитирует в личинках разных видов Culicidae и легко размножается в живых хозяевах. В США при поддержке Всемирной Организации Здравоохранения настолько усовершенствована техника массового разведения мирмитиды, что один миллион личинок этого вида стоит менее одной марки ФРГ. В течение нескольких лет находил применение готовый препарат нематоды под названием «Sceeter Doom». Успех полевого выпуска R. culicivorax в значительной мере зависит от температуры, содержания солей в воде и фауны водоемов; кроме того, нематод поедают многие веслоногие рачки и водолюбы.
И все же интродукции нематод в США и других странах часто были успешными, вызывая значительную гибель личинок комаров. Примером служит радикальное снижение численности популяции Anopheles albimanus, устойчивой к применявшимся против комаров инсектицидам, в одном из крупных озер в Сан-Сальвадоре. Настойчиво проверяются, особенно в тропических странах, возможности использования нематод против, других комаров — переносчиков болезней человека.
3 — Deladenus siricidicola (Neotylenchidae) паразитирует в синем рогохвосте (Sirex noctilio), вызывая стерильность самок. Во время откладки яиц вредителем нематоды попадают вместе с симбиотическим грибом в древесину ствола ели и вначале развиваются свободно, поедая этот гриб. Позднее некоторые из них нападают на личинок S. noctilio и затем вновь переходят в имаго насекомых. В Австралии, куда рогохвост был завезен без этого паразита и угрожал огромным площадям хвойных лесов, был разработан метод размножения нематод в культуре специфического гриба и заражения им поврежденных стволов. В результате большая часть популяций завезенного рогохвоста сейчас заражена нематодами, благодаря чему способность этого вредителя к размножению значительно ограничена. Таким образом нематоды дополняют действие также ввезенных в Австралию наездников, которых они не поражают, так как являются специфическими антагонистами.
Хищные улитки
Использование хищных улиток для биологической борьбы было направлено прежде всего против занесенной из Африки в регион Тихого океана улитки Achatina fulica. Этот весьма прожорливый вредитель уничтожает без всякого разбора большинство культурных растений. Из многочисленных врагов этого вредителя были выбраны хищные улитки, в частности виды Gonaxis kibweziensis и G. quadrilateralis, и из Юго-Восточной Африки успешно интродуцированы на различные острова Тихого океана и на остров Маврикий. Хищная улитка Euglandina rosea активно уничтожала различных вредоносных улиток, например на Бермудских островах, а в сочетании с Gonaxis — на Гавайских островах.
Для борьбы с улитками, разносящими печеночную двуустку, в Пуэрто-Рико и на других островах тропического пояса пытались использовать хищную улитку Marisa cornuarietis, которая поедает яйцекладки разных видов улиток, например Biomphalaria glabrata, служащих промежуточными хозяевами. Кроме того, она поедает многие водные сорняки, но на влажных почвах — и культурные растения. В Калифорнии завезенная из Южной Европы улитка Rumina decollata активно уничтожает, помимо старых листьев, также завезенную виноградную улитку Helix aspera, поэтому хищника расселяют на плантациях цитрусовых.
Эти примеры не имеют большого значения для условий Центральной Европы, но, тем не менее, они показывают, какие богатые, еще слабо используемые возможности предоставляет применение групп животных, о роли которых в качестве антагонистов слишком мало известно. Подробности об использовании улиток для борьбы с улитками-вредителями и сорняками можно найти у Годана.