Они разделяются на болезни хвои, ветвей, стволов и комлевые гнили.
1. Болезни хвои. Пожелтение хвои взрослых деревьев, так же как и сеянцев кедра, вызывает гриб Lophodermium pinastri. Однако во взрослых насаждениях большого вреда этот гриб не приносит, хотя пораженные деревья вблизи питомников могут служить источником инфекции (по С. И. Ванину).
2. Болезни ветвей кедра. Искривление ветвей — сосновый вертун вызывается ржавчинным грибом Melampsora pinitorqua A. Braun. Этот вид относится к двудомным грибам с полным циклом развития. Весенняя стадия его образуется на молодых побегах и всходах кедра. Эцидии имеют вид продолговатых оранжевых подушечек. Летняя и осенняя стадии гриба развиваются на листьях осины и белого тополя, вызывая на них образование желтовато-коричневых (летняя стадия) и темно-коричневых (осенняя) коростинок. Гриб появляется в мае-июне на только что образовавшихся неодревесневших побегах кедра, а у сеянцев — на стволиках и хвое. Больной побег в месте появления эцидия искривляется под действием тяжести неповрежденной части побега, верхушка же побега растет кверху, вследствие чего он изгибается. Развитию болезни способствует сырая и теплая погода.
На ветвях кедра развивается также гриб Cenangium abietis (Pers) Rehm. (см. о пожелтении хвои сеянцев кедра).
3. Болезни стволов. Наибольшую опасность для кедров сибирского и корейского представляют стволовые, комлевые и корневые гнили. На деревьях кедра развивается большинство дереворазрушающих грибов, поражающих и другие хвойные породы.
По степени ущерба и зараженности кедровников первое место занимает сосновая губка Phellinus pini (Thore ex Fr.) Pil. Плодовые тела многолетние, достигают иногда 50-летнего возраста; твердые почти деревянистые, имеют вид шляпки или невысокого копыта. Верхняя поверхность их обычно темно-коричневая € концентрическими бороздками и радиальными трещинами; ткань желто-коричневая; трубочки короткие, вначале светло-желтые, затем коричневые. Чаще всего сосновой губкой поражаются кедровые древостой начиная с 40—50 лет. К возрасту рубки зараженность кедровников достигает больших размеров. Так, в Иркутской обл. сосновой губкой поражено 60,4% кедровых насаждений. На Урале распространение ее ограниченно—пораженные деревья не превышают 12%. Самая высокая зараженность сосновой губкой (84—90%) отмечается в долинных кедрово-широколиственных лесах Дальнего Востока. Гриб вызывает пеструю гниль, развивающуюся в средней и нижней частях ствола кедра корейского. Плодовые тела чаще всего встречаются на высоте от 2 до 10 м.
Лиственничная губка — Fomitopsis officinalis (Will.) Bond, et Sing, также вызывает развитие стволовой гнили у кедров сибирского и корейского. Н. Т. Картавенко (1955) отмечает, что этот вид гнили на деревьях Урала встречается очень редко, главным образом в насаждениях, поврежденных пожаром. Значительно шире он распространен в Забайкалье, Западной Сибири, на Дальнем Востоке — на кедре корейском. Плодовые тела многолетние, копытообразные или продолговато-цилиндрические, достигают иногда 75-летнего возраста и больших размеров. Верхняя поверхность их белая или желтоватая, иногда темно-бурая с концентрическими полосками и тонкой растрескивающейся корой. Ткань белая или слабо-желтая, легко крошащаяся, на вкус хинногорькая. Трубочки до 1 см длиной, желтоватые. Тип гниения — деструктивный. Гниль обычно располагается в нижней части ствола и глубоко распространяется в корни. Вверх по стволу она поднимается обычно на 1,5—3,5 м. Лиственничная губка вместе с серно-желтым трутовиком Laetiporus sutphureus (Bull, ex Fr.) Bond, обусловливает развитие бурой внутренней трещиноватой гнили.
Плодовые тела серно-желтого трутовика однолетние, собраны в большие группы. Шляпки плоские, округлые или лопатчатые мясистые, вначале мягкие, затем твердеющие, ломкие, выступающие из общего основания. Верхняя поверхность светло-желтая или оранжевая. Ткань светло-желтая, трубочки короткие, светло-желтые. Л. В. Любарский и Л. Н. Васильева (1975) отмечают, что гниль этого гриба занимает среднее место между напенными и стволовыми гнилями; нередко она поднимается вверх по стволу до 17 м. Наиболее сильно пораженной этим трутовиком обычно бывает нижняя часть ствола; сильно пораженными оказываются и корни.
Для Урала поражения кедровников бурой внутренней трещиноватой гнилью от двух вышеописанных грибов составляют 7—8%, для Дальнего Востока — 36,4%.
Окаймленный трутовик Fomitopsis pinicola Fr. вызывает бурую сплошную гниль и является серьезным разрушителем древесины кедров сибирского и корейского. Плодовые тела гриба многолетние, копытообразные, подушковидные или плоские, достигающие иногда значительных размеров (0,5 м в диаметре). Верхняя поверхность молодых плодовых тел желтовато — или красновато-охристая или бурая, иногда почти черная с ясно выраженной глянцевитой корой. Край закругленный, киноварно-красный или оранжевый. Ткань светло-желтая, пробковато-деревянистая, трубочки длиной до 1 см. Н. Т. Картавенко (1955) сообщает, что на Урале окаймленный трутовик на растущих деревьях кедра сибирского встречается редко, преимущественно на ослабленных, поврежденных затесками и колотами при сборе орехов. Г. Н. Лебкова (1967) указывает на нахождение этого вида гриба в кедровых насаждениях Западного Саяна. В. Н. Корякин (1973) оценивает пораженность кедра корейского этим грибом в 2% для Амуро-Уссурийской подобласти и в 10,9% (вместе со стереумом еловым) — для Дальнего Востока.
Стереум еловый — Stereum abietinum (Pers.)Fr. вызывает бурую центральную гниль стволов кедра. Древесина в конечной стадии гниения становится ситовой. Гниль относится к вершинным и может заходить в ствол на длину до 13—15 м. Плодовые тела распростертые или полураспростертые. Верхняя поверхность темно-коричневая, волосистая с концентрическими полосами Гименофор гладкий, темноокрашенный с фиолетовым оттенком. Этот вид поражает кедр сибирский на Урале, в Сибири и корейский на Дальнем Востоке. Последний исследователь отмечает, что в Амуро-Уссурийской подобласти зараженность этим грибом составляет 6%.
4. Напенные гнили. Напенные, или комлевые, гнили, поражающие в первую очередь корневую систему, широко распространены в кедровниках. Так, в Красноярском крае зараженность ими составляет 40—70%.
Среди грибов, вызывающих этот тип гнили, первое по вредоносности место занимает корневая губка — Fomitopsis annosa (Fr.) Karst. Плодовые тела многолетние, достигающие более 30 см в длину, большей частью распростертые с отвернутыми в виде шляпки краями. Поверхность шляпок желто-коричневого или коричневого цвета с концентрическими полосами. Ткань у молодых плодовых тел белая, у старых — желтая. Трубочки короткие. Гриб вызывает гниль корозионного типа, поражающую древесину корней и комлевую часть ствола и достигающую иногда 4 м и более. Заболевание носит явно выраженный куртинный характер. Быстрому распространению очагов корневой губки способствует высокая полнота насаждений, особенно сильно поражаются культуры на нелесных площадях, вышедших из-под сельхозпользования. На Урале корневой губкой поражено 26—28% древостоя, в Иркутской обл. — 37,7%, на Дальнем Востоке — 20—25% и 41—51%.
Не менее распространенным в кедровниках видом, вызывающим напенную гниль кедра, является трутовик Швейница — Phaeolus schweinitzii (Fr.) Pat. Плодовые тела гриба однолетние, имеют вид шляпки, сидящей на ножке, изредка без ножки. Шляпки плоские, чаще воронковидные, достигающие 30 см в диаметре. Верхняя поверхность шляпки в свежем состоянии желтая, затем темно-коричневая, войлочная с неясными зонами. Ткань мягкая, войлочная, губчатая, желто-коричневая; трубочки короткие. Гриб вызывает бурую трещиноватую гниль и поражает корни и нижнюю часть ствола. Протяженность гнилью до 5 м и более. На Урале это вид поражает 10—13% кедров, главным образом в спелых и перестойных кедровниках. Для Дальнего Востока Л. В. Любарский и Л. Н. Васильева (1975) оценивают пораженность от трутовика Швейница в 20—25%, а В. Н. Корякин (1973) в 28—33%.
Опенок осенний — Armillariella mellea Karst, вызывает комлевую гниль кедра. Плодовые тела гриба в виде шляпок на ножках. Шляпка мясистая, упругая, вначале выпуклая, затем плоская, желтая, желто-бурая или серовато-бурая с желтовато-бурыми или бурыми чешуйками. Ножка плотная центральная светлая, книзу буроватая, в верхней половине с беловатым пушистым тонко-кожистым кольцом. Пластинки нисходящие белые, впоследствии коричневато-красные. Кроме плодовых тел, гриб образует ризоморфы. Опенок осенний поражает корни и комлевую часть ствола. Вызывает разрушение древесины с образованием белой периферической гнили, обрамленной черными линиями. По данным Н. Т. Картавенко (1955), на уральском кедре опенок встречается редко и преимущественно в древостоях, поврежденных пожаром, а также в кедровниках, расположенных вблизи населенных пунктов в местах прогона скота. Встречается опенок осенний в лесах Сибири и Дальнего Востока на сухостойных и живых деревьях кедров сибирского и корейского.
Помимо названных, широко распространенных в кедровниках Советского Союза патогенных грибов, встречаются грибы — возбудители гнилей, поселяющиеся на кедре нечасто и поэтому существенного ущерба не причиняющие. Это трутовик Литшауэра, смолистый трутовик, развивающиеся на кедре Северного и Среднего Урала. На Северо-Восточном и Южном Алтае на стволах и корнях живых кедров поселяются розовый трутовик и трутовик Генриха. На Западном Саяне на живом кедре развивается трутовик Гартига. На Дальнем Востоке Л. В. Любарский и Л. Н. Васильева (1975) отмечают на живых стволах кедра маньчжурского гриб Cryptoporus volvatus Peck.
При изучении фаутности кедровников Дальнего Востока В. Н. Корякин (1973) делает вывод о том, что видовой состав грибов-дереворазрушителей и поражаемость древостоев гнилями в значительной степени зависят от условий произрастания, несмотря на относительно узкий экологический диапазон, в котором произрастает кедр. Для наиболее распространенных возбудителей напенных гнилей корневой губки и трутовика Швейница именно эдафические условия являются определяющими. Фаутность кедровников Урала зависит от их типа. Так, наименее заражены вейниково-разнотравные, высокогорные и гольцовые кедровники, а значительно больше — черничниковые на верхних и средних частях склонов. Однако Г. Н. Лебкова для Западного Саяна отмечает, что типы леса влияют на зараженность дерсворазрушающими грибами гораздо меньше, чем абиотические факторы.
Кедровые леса Урала в одних и тех же условиях местопроизрастания имеют различную фаутность, зависящую от возраста древостоя: с увеличением возраста увеличивается и число кедров, пораженных грибами. О том, что дереворазрушающие грибы поражают в основном перестойные насаждения Алтая и Саян, сообщает также Г. Н. Лебкова (1967). Так, на Западном Саяне спелые и перестойные кедровники 200-летнего возраста в сильной степени поражены гнилями от грибов-ксилотрофов (от 50 до 90%), тогда как до 50 лет кедр сибирский ими почти не поражается. Она объясняет этот факт тем, что с возрастом происходит ослабление физиологических функций и способности противодействия заражению различными, грибами. Г. Н. Лебкова также отмечает, что большое влияние на зараженность древостоя грибами-дереворазрушителями оказывают микрорельеф, экспозиция и крутизна склонов, а также вертикальная зональность.
Высокая фаутность кедра корейского, по мнению В. Н. Корякина (1973), обусловлена комплексом факторов, в различной степени способствующих развитию грибных болезней. К ним относятся; благоприятные гидротермические условия, некоторые особенности биологии и морфологии кедра, в частности тонкокорость, большая доля спелой древесины, невысокая ее прочность. Пораженность кедра стволовыми гнилями также находится в тесной связи с толщиной стволов. С увеличением диаметра ствола возрастает число зараженных деревьев, причем внутренние деструктивные гнили встречаются в основном на деревьях господствующего полога. В этой же работе отмечается, что начиная со ступени толщины 56—60 см на отдельных стволах кедра наблюдается поселение одновременно нескольких видов дереворазрушающих грибов.
Дереворазрушающие грибы значительно изменяют сортиментный состав стволов. Выход деловой древесины сокращается при диаметре 40 см на 19%, а при диаметре 92 см на 45%. Показатель обесценивания древесины, или коэффициент вредоносности, у деревьев разной толщины находится в пределах 27-55%, а в кедровниках с наиболее распространенными средними диаметрами 20,8—30,7%.
По данным Н. Т. Картавенко (1955), поврежденные грибом-трутовиком Литшауэра деревья дают от 30 до 55% деловой древесины (в зависимости от типа кедровника); корневой губкой от 33 до 65%; сосновой губкой — 25%, а деревья, поврежденные стереумом еловым, совершенно не дают деловой древесины. Для кедровников Иркутской обл. потери деловой древесины от ксилотрофов в различных типах леса также неодинаковы, но довольно высоки и в среднем составляют около 40%. Кроме того, дереворазрушающие грибы часто являются причиной возникновения очагов массового размножения короедов, усачей, златок и других вредителей коры и древесины.
Как сообщает Г. Н. Лебкова, заражению кедровников дереворазрушающими грибами способствуют высокая захламленность древостоев и лесные пожары. Пожары — одна из основных причин увеличения зараженности насаждений кедра корейского вредителями коры и дереворазрушающими грибами на Дальнем Востоке.
В отечественном лесоводстве разработаны и апробированы профилактические и истребительные меры борьбы с грибными болезнями кедра. Следует подчеркнуть, что если профилактические меры борьбы приемлемы почти во всех районах произрастания кедров, то истребительные меры (обработка фунгицидами) в значительной мере зависят от местных природно-климатических условий, влияющих на биологию грибов-патогенов.
Важнейшими из профилактических мер борьбы являются:
- правильный выбор места размещения питомника, при котором избегают посева кедра на тяжелых глинистых почвах, местах избыточного увлажнения, на участках, бывших под сельскохозяйственным пользованием;
- высокое качество обработки почвы, применение минеральных и органических удобрений, рыхление почвы и ее полив в засушливый период;
- обязательное протравливание семян перед стратификацией и перед посевом. Для протравливания семян можно использовать следующие препараты: ТМТД, гранозан, 2 %-ную суспензию коллоидной серы, фентиурам и каратан.
Для оздоровления пораженных гнилями лесов рекомендуется комплекс профилактических лесохозяйственных мероприятий:
- при всех видах рубок ухода в первую очередь убирать деревья с плодовыми телами трутовиков;
- убирать из насаждений деревья с глубокими морозобойными трещинами, ошмыгами, затесками, сухобокостью, гнилыми: сучьями и раковыми язвами, через которые возможно заражение гнилевыми болезнями;
- все виды выборочных рубок проводить в осенне-зимний период, когда прекращается рассеивание спор важнейшими возбудителями гнилей;
- в период максимальной интенсивности рассеивания спор ограничивать объемы выборочных рубок и оберегать остающиеся на корню деревья от механических повреждений;
- при трелевке и вывозке заготовленной древесины волоки и дороги прорубать минимальной ширины. По окончании вывозки убирать все поврежденное деревья вдоль дорог и волоков.
Химические (истребительные) меры борьбы с грибными заболеваниями рентабельны в питомниках и лесных культурах.
Для защиты посевов кедра от шютте обыкновенного применяют суспензию 2%-ной коллоидной серы, 1%-ный раствор бордоской жидкости, цинеб в 0,7—1%-ной концентрации, водную суспензию каптана, поликарбацин 0,7%-ной концентрации. Эффективность опрыскиваний значительно повышается при добавлении в растворы фунгицидов мочевины (1%) или смеси удобрений (мочевины и хлористого калия по 1%, суперфосфата 5%). При этом, помимо защитных функций, раствор выполняет роль внекорневой подкормки для сеянцев. В последнее время большое распространение получили системные фунгициды, в частности беномил и топсин в концентрации 0,2%, которые имеют ряд преимуществ перед контактными: способность перемещаться в растениях, поглощаться корнями и листьями в связи с этим меньшая зависимость от погодных условий. Беномил (бенлат), кроме того, проявляет искореняющее и лечебное действия.
Для защиты посевов от шютте снежного в питомниках применяют 2%-ную суспензию коллоидной серы, известково-серный отвар и другие препараты. При планировании мер борьбы необходимо учитывать наличие в Сибири двух типов развития фацидиоза, тесно связанных со сроками борьбы. При европейском типе развития борьбу надо проводить осенью, при сибирском — весной.
Для защиты посевов от инфекционного полегания в условиях Сибири наиболее проверенным методом борьбы является протравливание почвы марганцовокислым калием в количестве 30—40 г на 1 м2, растворенным в 10 л воды при сухой и в 6 л при влажной почве, а также суспензия ТМТД. В настоящее время в качестве средства активной борьбы с полеганием сеянцев применяют системные фунгициды — БМК и беномил в 0,4 %-ной концентрации.