Недалеко от Курска


За ближайшим перелеском и раскинувшимся за ним полем видны трубы заводов.

По оживленному шоссе Москва — Симферополь льется поток автомобилей. А здесь колышется на ветру ковыль, пестрит обилием красок разнотравье и с разных сторон доносятся крики перепелов. Мы в Центрально-черноземном заповеднике, справившем свое 50-летие в 1985 году. Он, как и многие советские заповедники, достиг зрелости и подвел полувековые итоги деятельности.

…К XX веку от бескрайних некогда целинных степей европейской части страны уцелели лишь небольшие участки. Среди них Стрелецкие и Казацкие степи, в конце XVI столетия приписанные курским стрельцам и казакам. Они использовали степи под выпас скота и сенокосы, чем и уберегли их от распашки.

В 1925 году профессор В. Н. Хитрово в книге «Растительность Орловской губернии. Природа Орловского края» (территория заповедника прежде входила в состав этой губернии) писал: «Глядя на эти последние остатки прежней красочной гармонии края, является досадная мысль: неужели мы… не оставим для себя, а распашем и последние остатки степной растительности, и дети наши только из книг прочитают о былой, доступной для наслаждения каждому красе нашего края».

В том же 1925 году профессор Московского университета В. В. Алехин, имя которого теперь носит заповедник, впервые поставил вопрос о срочной необходимости наложить запрет на эксплуатацию степных участков в окрестностях Курска. Решение об учреждении Центральночерноземного заповедника было принято через 10 лет.

Невелика его территория — всего 4795 гектаров. Из пяти участков самый большой Стрелецкий (2046 гектаров), расположенный в 20 километрах от Курска. Есть еще Казацкий, Ямской (последний — в Белгородской области), а также Баркаловка и Букреевы Бармы. Они разбросаны довольно сильно, и Баркаловку отделяют от областного центра 109 километров.

Охранять такой заповедник непросто. Средняя плотность населения в Курской области около 50 человек на квадратный километр, распаханностъ земель — до 80 процентов. В окрестных колхозах и совхозах ведется интенсивное животноводство. Совсем близко к Стрелецкому участку подошли окраины быстро растущего Курска. Десятки тысяч людей, устремляющихся «на природу» в свободные дни, усложняют обстановку.

Но заповедник справляется с охраной своих владений. У него имеются квалифицированная стража, необходимый транспорт и средства связи. Поддержанию установленного режима помогают областные организации, неизменно внимательные к единственному в крае заповеднику. Правда, некоторые участки понадобилось огородить. А попытки любопытствующих без разрешения проникнуть в заповедную степь тотчас пресекаются специальными патрулями. Оперативность охраны мне довелось испытать на себе. Едва я сошел с шоссе и прицелился фотоаппаратом в цветущий ковыль, как из-за ближайшего пригорка по тропинке ко мне подъехал на упитанном коне человек в форменной одежде. Пришлось объясняться…

Да ведь и есть что оберегать — богатства степных оазисов уникальны! Один из феноменов — чернозем. Его гумусовый горизонт комковатозернистой структуры, пронизанный в верхней части корневищами трав, достигает 90 сантиметров. Типичные черноземы, не подвергавшиеся вспашке, ныне крайне редки. Это прекрасные эталоны, которые можно использовать для сравнения при изучении влияния на почвы современного сельского хозяйства.

На скромной по размерам площади заповедника представлено до 60 процентов видов растений, свойственных всей Курской области, — 860 видов из 84 семейств. Однако главное, что в их числе 86 редких видов, причем некоторым из них угрожает исчезновение; потому-то охрана их приобретает особую значимость. И конечно, бесценны островки степной растительности со всем многообразием жизненных форм, сложностью строения, спецификой сезонных процессов… К основным компонентам степных сообществ относится почти 140 видов растений!

Есть в заповеднике и леса, занимающие в целом 46 процентов угодий. Они собраны в отдельные острова, рощицы. Здесь насчитывается 77 видов местных деревьев, кустарников и полукустарников и 29 видов завезенных пород. Чередование леса и степи создает экологическую мозаику, делает ландшафты заповедника очень красивыми.

…В день приезда (в конце июня 1985 года), под вечер, я пошел прогуляться по асфальтированной дороге, идущей мимо административного корпуса к Симферопольскому шоссе. Подойдя к высокой арке на границе со Стрелецким участком, только что украшенной нарисованными фигурами стрельцов (заповедник готовился принимать гостей юбилейной конференции), я увидел косулю, стоявшую среди зеленых многолетних трав и с любопытством поглядывавшую то на стрельцов, то на меня. Ее не пугали ни близость поселка, ни мчавшиеся машины. Подпустив меня метров на двадцать, она повернулась и на неспешных махах, подбрасывая зад, устремилась к лесу.

Косуля — коренной житель лесостепи, встречающийся сегодня, к сожалению, лишь на относительно немногих участках этой природной зоны. В общем же на территории заповедника ученые выявили свыше 200 видов наземных позвоночных животных, включая 150 видов птиц и 39 — млекопитающих. Помимо косули, типичны для фауны заповедника крапчатый суслик, обыкновенный слепыш (он порой часто попадается в степи), заяц-русак, лисица, барсук, лесная и каменная куницы и т. д.

Копытные звери, особенно лось и кабан, размножившиеся при покровительстве человека, иногда нарушают естественное равновесие в лесных сообществах, и численность их приходится регулировать. Так же поступают с волком, который нашел в заповедных лесах надежные укрытия. Зато птицы — желанные обитатели заповедника. Где еще можно наблюдать такое скопление серой куропатки и перепела, потесненных сельским хозяйством в их исконных местах! В воздухе мелькают стрижи, ласточки, золотистые щурки, прилетающие сюда кормиться за десятки километров. Трели знаменитых курских соловьев в июньские дни слышны из каждого перелеска, из каждой куртины кустов. А пением жаворонков полнится степь. Довольно частые встречи с коршунами, степными лунями, канюками обыкновенными, ястребами убеждают в том, что не совсем еще оскудел мир пернатых хищников. Запомнился осоед — весьма редкий хищник, пересекавший открытое пространство между двумя лесными урочищами…

Пятидесятилетнюю научную работу охарактеризовал в докладе на юбилейной конференции директор заповедника А. А. Гусев. Итоги впечатляющи и не поддаются беглому пересказу. Тем не менее надо упомянуть о таких фактах. На материалах заповедника целиком или частично основано более 500 научных публикаций на самые разные темы. Ежегодно в заповеднике трудятся около 200 ученых из десятков научных центров. Нельзя не отметить к тому же, что с 1975 года заповедник превратился в одну из баз аэрокосмических исследований, и это убедительно доказывает: научно-технический прогресс отнюдь не чужд, казалось бы, «тишайшим» заповедным делам. Как подчеркнул московский профессор Б. В. Виноградов, существующая сеть биосферных и других заповедников — превосходные полигоны для аэрокосмического наблюдения, которое, кроме всего прочего, открывает широкие возможности применения недеструктивных (неразрушительных) методов изучения природоохранных территорий. Пользуясь материалами Центральночерноземного заповедника, не так уж сложно построить модель (и она построена) для дешифровки снимков природных объектов из воздушного и космического пространства.

Много нового о состоянии заповедной науки услышали мы на юбилейной конференции. Она уже шла к завершению, когда распахнулись двери небольшого конференц-зала и работники детского сада ввели детей. Пробивавшиеся через окна солнечные лучи высветили светлые и темные головки ребятишек. Они начали читать старательно выученные бесхитростные, но искренние стихи, написанные их воспитателями к торжественному дню.

Мне на свете ни с чем не сравнить
Красоту соловьиного края.
Разве можно тебя не любить,
Заповедник, сторонка родная?! —

продекламировал совсем маленький мальчик. Выступали и другие, по одному, группками, а затем все вместе.

Что ж, в Центральночерноземном заповеднике не забывают и о воспитании достойной смены. Может быть, не все дети будут работать в нем, когда станут взрослыми, но свое обещание — «по-честному жить, цветы не рвать, птиц любить, с природой со всей дружить» — они наверняка выполнят.