Советское государство предоставляет гражданам СССР право свободного доступа в леса, организует отдых и лечение трудящихся на территории государственного лесного фонда.
Требования, которые выдвигают жители городов к лесу, открыли новую эпоху в истории лесного хозяйства. В настоящее время современным можно считать такое ведение лесного хозяйства, которое предусматривает, помимо производства древесины и прочих лесных продуктов в большом количестве и высшего качества, нематериальные блага леса.
План развития лесного хозяйства СССР наряду с другими важными мероприятиями предусматривает повышение санитарно-гигиенической и эстетической роли лесов для удовлетворения растущих потребностей в нематериальных полезностях леса.
Для отдыха трудящихся в лесах СССР выделены зеленые зоны. Их общая площадь составляет 14,6 млн. га, в том числе лесная — 12,7; нелесная — 1,9 млн. га. Нормативы выделения зеленых зон городов и других населенных пунктов установлены в зависимости от численности населения, категории городов по вредности производства, лесорастительных зон и лесистости района. На каждую тысячу жителей в населенном пункте выделяется от 5 до 270 га лесов.
Леса зеленых зон нашей страны подразделяются на две хозяйственные части: лесопарковую и лесохозяйственную. Основными признаками разделения лесов зеленой зоны на хозяйственные части являются:
- интенсивность посещения лесных массивов населением для отдыха;
- наличие удобной и доступной транспортной связи между лесными участками и населенным пунктом;
- удаленность лесных массивов от населенного пункта;
- качество насаждений и состояние лесных площадей.
В лесопарковую хозяйственную часть включаются лесные участки, расположенные в живописной местности, вблизи железных и шоссейных дорог, рек и водных бассейнов и являющиеся излюбленным местом отдыха трудящихся.
Основными задачами ведения хозяйства в лесопарковой хозяйственной части являются: формирование высокодекоративных, устойчивых насаждений; создание лесопарковых ландшафтов и улучшение условий для отдыха трудящихся путем осуществления системы мероприятий (лесоводственных, биотехнических и по благоустройству территории) без нарушения естественной лесной среды; устройство дорог, подъездных путей к наиболее живописным лесным участкам и содержание в хорошем состоянии существующих проезжих дорог, переходных троп, мостов; проведение лесоосушительных работ; очистка существующих и в случае необходимости строительство новых прудов и водоемов; проведение в местах избыточного увлажнения дренажных работ, которые должны предшествовать устройству дорожно-тропиночной сети; устройство скамеек, диванов, беседок, укрытий от дождя, оборудованных мест для костров, курения и т. д. в наиболее посещаемых местах; обогащение травяного покрова на полянах, оставленных для отдыха, высевом многолетних трав; своевременная уборка наиболее посещаемых участков леса.
Для организации зон отдыха разрешается в соответствии с решениями исполкомов местных Советов народных депутатов по договорам с предприятиями и организациями закреплять за ними определенные лесные массивы и привлекать средства и рабочую силу этих предприятий и организаций на благоустройство данной территории.
В составе зеленых зон выделены курортные леса с особо строгим режимом хозяйства, их площадь составляет около 700 тыс. га. Кроме зеленых зон, которые входят в состав лесов I группы, выделяются места отдыха в лесах II и III групп; создаются площадки для отдыха грибников, охотников, туристов и т. д.
Особая экологическая и эстетическая среда лесных насаждений определяет их огромное значение для организации мест отдыха и лечения. Высокая рекреационная ценность лесов связана также с их способностью совмещать социально-культурные, экологические и хозяйственные функции.
По некоторым оценкам специалистов, древесина в окрестностях больших городов составляет 3—4% всех ценностей леса. Самыми же ценными на территории влияния городов и в зонах отдыха оказываются рекреационные свойства лесов.
В Федеративной Республике Германии подсчитали, что только одна прогулка в пригородном лесу может принести человеку экономию в 2 марки (66 коп.), каждый гектар рекреационного леса дает за год непосредственного дохода 2000 марок (более 660 руб.). При этом учитывается то, насколько меньше человек нуждается в медицинской помощи, меньше тратит на лекарства и насколько он трудоспособен, если совершает регулярные прогулки в лес. Рекреационный лес в ФРГ дает «доход» в 20 раз больший, чем хозяйственный, предназначенный для получения древесины. В Японии, например, рекреационный лес вблизи больших городов оценивается в 50 раз выше хозяйственного.
В настоящее время идеальным считается ландшафт с разнообразным рельефом, с чередованием леса и водоемов. Приятная прохлада летом, безветрие, мягкий свет, доминирование зеленого цвета, своеобразная гармония умеренных звуков, свежие запахи, а главное чистый воздух, богатый кислородом, и отсутствие городского шума — все это успокаивает нервную систему, восстанавливает тонус человека.
Рекреационная деятельность людей, как и любое вмешательство в жизнь природы, имеет и отрицательные стороны. При рекреационном использовании природной среды возникают некоторые неблагоприятные для нее изменения. Пребывание большого количества отдыхающих на одних и тех же территориях может оказаться опасным для продолжения естественного развития природных компонентов данной территории.
Отдых человека на природе бывает кратковременным (отдых выходного дня) и длительным (во время отпуска или каникул). Есть еще один вид отдыха — повседневный, но это отдых главным образом в черте населенных пунктов. В связи с переходом на пятидневную рабочую неделю кратковременный отдых приобрел новое качество. Из однодневного он перешел в так называемый отдых с ночлегом, когда жители городов могут провести за городом два дня и две ночи. Это заметно стирает грань между указанными выше двумя видами отдыха: увеличивается потребность в местах отдыха и расширяется зона кратковременного отдыха вокруг городов.
По субботним и воскресным дням в зоны кратковременного отдыха устремляется огромное количество отдыхающих — это дни «пиковой» нагрузки. В остальные дни педели природа «отдыхает». Например, рекреационная нагрузка на побережьях северных водохранилищ Подмосковья порой достигает 1000 человек на участок в 1 км и шириной 50—60 м, в то время как в зонах длительного отдыха отдыхающих немного. Зато в летний сезон в этих зонах у природы совсем не бывает передышек. Предполагаемая проектная нагрузка на природные комплексы зон длительного отдыха в будущем будет довольно велика, до 100—200 тыс. человек в каждой из них. Проектирование таких зон стоит на повестке завтрашнего дня, а это значит, что вопросы охраны их природных ресурсов должны решаться уже сегодня.
С ускорением научно-технического прогресса, урбанизацией, повышением культурных запросов потребность людей во всех видах отдыха на лоне природы возрастает. Трудно подсчитать, сколько людей в нашей стране проводят свое отпускное время в выходные дни на природе. Только число обслуживаемых, или организованных, туристов составляет 90 млн. человек в год. Десятки миллионов людей ежегодно участвуют в самодеятельных путешествиях, а сколько приходит в лес и на водоемы грибников, просто отдыхающих, которые остаются без надзора и обслуживания.
Наиболее заметно и ощутимо воздействие рекреации на самые подвижные компоненты природных комплексов — растительный и животный мир. Поскольку лес — один из самых необходимых рекреационных ресурсов в зонах массового отдыха, изменению растительного покрова под действием рекреации уделяется наибольшее внимание.
Очень важно в этой связи изучение лесного фитоценоза от начала его механического вытаптывания (первая тропка) до полной деградации (отдельно стоящие деревья на оголенной и утрамбованной земле).
При этом изменяется не только характер фитоценоза, его состав и строение, но также направленность развития. Любой растительный комплекс, однажды выведенный из своего естественного состояния под действием любых внешних причин, как известно, неуклонно стремится вернуться к исходному типу. Действие же постоянно высоких рекреационных нагрузок изменяет эту тенденцию на противоположную. Нагляднее всего это выражается в полном прекращении возобновления основной породы древостоя в прогрессирующем олуговенни наземного покрова. В результате исследований норм рекреационных нагрузок было установлено, что лесные фитоценозы под действием рекреационной нагрузки проходят пять стадий дигрессии. При этом на 1 стадии в фитоценозе практически незаметны результаты посещения его отдыхающими. На крайней же стадии (V) полностью отсутствуют лесная подстилка, лесные виды трав и подрост; лесо-луговые травы прижимаются к стволам деревьев, стоящих на вытоптанной и утрамбованной почве. При таком давлении граница устойчивости лесных фитоценозов проходит между III и IV стадиями дигрессии. Поэтому за допустимую нагрузку принимают то количество отдыхающих, которое приводит фитоценоз к III стадии дигрессии.
Например, предельно допустимая нагрузка для ельника-черничника на дерново-сильноподзолистой суглинистой почве, формирующейся на покровном суглинке, в условиях лесопаркового пояса Москвы равна 15 чел/га. Для березняков травяных в тех же условиях произрастания предельно допустимая нагрузка в 1 ч на 1 га составляет примерно 25—30 чел/га. Установлено, что в результате вытаптывания почвы и повреждения деревьев разрушается 1/5 всех насаждений лесопаркового пояса.
С помощью реконструктивных рубок различных видов (ухода, формирования) и посадок лесных культур необходимо стремиться к созданию лесов, устойчивых к вытаптыванию и обладающих необходимыми санитарно-гигиеническими свойствами. Этим требованиям отвечают смешанные формации леса. Наряду с посадкой коренных пород (ели, сосны, дуба, липы) необходимо сажать или оставлять вторичные (березу, осину) и даже породы, ареал естественного распространения которых значительно удален от данной территории.
Например, для средней полосы европейской части страны такой породой является лиственница сибирская. У нее хорошая приживаемость, быстрый рост, высокая устойчивость к антропогенным воздействиям и, в частности, к вытаптыванию, отличные декоративные свойства и, наконец, долговечность.
Посадки создают смешанные, так как чистые (однородные насаждения), как и любая монокультура, особенно подвержены нападению насекомых-вредителей из-за небольшого видового разнообразия птиц и энтомофагов. К тому же устойчивость сложных биоценозов к любым антропогенным воздействиям, в том числе к вытаптыванию, всегда выше, чем устойчивость простых однородных и малоярусных насаждений.
В лесных полосах вдоль берегов рек и водохранилищ также необходим дифференцированный подход к подбору древесных культур. Особенно необходимо учитывать устойчивость пород к подтоплению.
Важную водоохранную роль выполняют болота. Осушение болот способствует облесению рек, снижению уровня грунтовых вод. Осушение болот приводит к переходу лесов из группы влажных в свежие, а свежих — в сухие. Это усиливает пожароопасность лесов, на что следует обращать особое внимание в зонах массового отдыха. Кроме того, осушение болот обедняет пейзаж. Сохранение небольших верховых болот оправдывается и с экономической точки зрения. Исследования показали, что в некоторых случаях значительно выгоднее оставить заболоченные места нетронутыми (для ягод), чем осушать их для производства древесины. Так, с 1 га верхового болота можно собрать до 10 т клюквы, кроме того, сбор ягод — тоже своеобразный отдых.
Немаловажно и эстетическое значение болот, но не топких трясин, а маленьких заболоченных западин со щеточкой кукушкина льна, с небольшими участками водной поверхности, удивительными и оригинальными растениями: хищной росянкой, кассандрой, багульником.
При проведении лесохозяйственных мероприятий необходимо учитывать интересы охотничьего хозяйства: сохранять отдельные спелые сосновые насаждения — места обитания глухаря, проводить выборочные рубки для поддержания определенного процента лесных молодняков — мест обитания тетерева, не допускать сплошной вырубки так называемых малоценных осинников — незаменимого кормового ресурса лосей и т. д.
Основная задача охраны природы в лесопарках — сохранение условий для самовозобновления растительных и животных ресурсов при максимально возможном количестве отдыхающих. Однако лесной массив следует подготовить соответствующими мерами для перехода к лесопарковому режиму. Частичное «окультуривание» природной среды может, не разрушив естественных связей в природе, улучшить условия отдыха людей, помочь равномерному распределению отдыхающих.
На территории лесопарка рекомендуется проводить следующие мероприятия: создавать открытые поляны в сплошном лесном массиве, устраивать сеть тропинок в самых «ходовых» направлениях. Наблюдения подсказывают необходимость стабилизированного расположения основных рекреационных элементов: очагов, мест для палаток, спусков к воде и т. д.
Нехитрые планировочные меры обеспечат стабилизацию маршрутов, что позволит сохранить участки незатоптанной земли, где может существовать подрост. На таких местах возможны посадки куртин, плотных групп деревьев, состоящих как из одной породы (березы или лиственницы), так и разных пород (березы и ели и др.).
Чередование куртин и полян при ландшафтном проектировании создает благоприятные для здоровья человека микроклиматические и санитарно-гигиенические условия: при достаточно хорошей аэрации здесь не бывает сильных ветров, а в знойный день сохраняется тень. Такие участки выдерживают большие нагрузки.
Большая работа в этом направлении ведется в Москве, Казани, Ленинграде, Кишиневе, Прибалтике, на Дальнем Востоке, что позволит решить многие проблемы правильного использования лесов и парков для полноценного отдыха трудящихся.
Необходимо также содержать в надлежащем порядке лесные дороги, просеки, поляны; на отдельных наиболее посещаемых участках в сухих местах дополнительно увлажнять почву поливом; осушать заболоченные площади и расчищать водоемы для улучшения гигиенических условий; отводить специальные места для костров, курения, строить туалеты, декоративные навесы от дождя. Сопротивляемость внешним воздействиям у такой «окультуренной» местности становится выше естественной (потенциальной устойчивости составляющих ее природных комплексов).
Особо следует остановиться на таком массовом виде отдыха, как туризм. Туристское движение охватило за последнее десятилетие почти все уголки нашей планеты. Если раньше путешествия были уделом избранных, то сегодня это наиболее популярный отдых масс. Социологами подсчитано, что современный средний человек в экономически развитых странах за год совершает поездки на большие расстояния, посещает большее число мест, чем люди в начале столетия за всю жизнь.
Положительное значение туризма как средства воспитания любви к природе и патриотизма хорошо понимали многие природоохранители. Но есть и другая точка зрения на туризм. Отдыхающий человек может быть виновником ускоренного наступления современной цивилизации на окружающую среду.
Известно, что в Советском Союзе созданы необходимые предпосылки для рационального использования богатств и успешной природоохранительной работы. Но одних предпосылок еще недостаточно. Наряду с успешным преобразованием и расчетливой эксплуатацией ресурсов природы порой происходят ее стихийные изменения, а отдельным богатствам природы наносится существенный ущерб.
Не последнюю роль в этом играют некоторые туристы, в сознании которых сохранилось хищническое отношение к природе Грубое обращение, допускаемое людьми по отношению к природе, и неуместное применение технических средств в общении с природой ведут к серьезном) опустошению ее ресурсов.
Отдыхающий человек, турист может производить в природе очень существенные отрицательные изменения. Конечно, подобное расточительное отношение к природе со стороны туристов — исключение. Обычно природа терпит урон из-за небольших, но частых проявлений небрежности и неаккуратности путешественников.
Став массовой формой отдыха, туризм привлек большое количество новичков. У некоторых из них нет должного воспитания, нужных знаний, чувства высокой ответственности перед природой — отсюда обломанные кустарники и деревья, вытоптанный травяной покров, распуганные птицы, звери, захламленные поляны в зонах отдыха.
Вдалеке от пригородных лесов или популярных мест отдыха существенный вред природе приносят не организованные туристы, а несознательные путешественники. Неосторожное обращение с огнем может привести к пожару, который наносит порой серьезный ущерб лесу. Лесные пожары, особенно в засушливое время, могут стать бедствием.
В места, которые являются зонами отдыха и туризма, следует специально завозить бросовое лесное топливо, что часто лежит навалом в 1—2 км от зоны.
Массированная нагрузка характерна не только для пешего туризма. Увлечение горнолыжным туризмом за последние годы привело к уничтожению подроста и подлеска на многих расположенных недалеко от населенных пунктов склонах гор, речных долин, оврагов. Металлические канты лыж легко режут кустарник, уродуют хвойные посадки, а в предвесеннее время нередко повреждают почву, которая за лето не успевает восстановить свои продуктивные качества.
Все увеличивающийся вред приносит неорганизованный авто- и мототуризм. Беспорядочное движение на машинах и мотоциклах вне лесных дорог приводит к разрыхлению почвы, уничтожению травы, мха, ягодников, грибницы. Порой автолюбители позволяют себе проезд по бездорожью сосновых боров, по древним дюнам. Здесь машины оставляют долго по заживающие коки или, вырывая с корнями скрепляющие почву растения и разбивая почвенную поверхность, превращают почву в легко переносимую ветром и водой массу — «пухляк». Места остановок загрязняются смазочными маслами, горючим, всякого рода протирочным материалом.
Значительную опасность могут представлять неправильные действия туристов-водномоторников. Быстроходные моторные лодки, поднимая волну, размывают берега, способствуют обмелению и заиливанию рек. Шум моторов отпугивает бобров, выхухолей, уменьшает количество рыбы в водоемах.
Что можно противопоставить туристской перегрузке ландшафта? Многое. Меры организационные, технические, юридические, воспитательные, пропагандистские, т. е. следует управлять туризмом, как и «индустрией отдыха» в целом. Это включает в себя организацию территории и хозяйства зон отдыха и регулирование потока отдыхающих с целью равномерного распределения их во времени и по территории.
В стране уже накопилось много положительных примеров можно сослаться на опыт Москвы, Новосибирска, Ленинграда, Ярославля, Челябинска, некоторых городов Эстонии, Латвии и др. К этой работе привлекаются промышленные предприятия и различные ведомства. Создание единой системы управления «индустрией отдыха» и овладение этой системой в общегосударственном масштабе позволит решить проблемы правильного использования лесов и парков для полноценного отдыха трудящихся, позволит сохранять и умножать богатство и красоту природы для будущих поколений.