Колонок


Если все до сих пор рассмотренные животные были знакомы читателю хотя бы понаслышке, то более чем вероятно, что добрая половина наших читателей ничего не слыхала о колонке.

Между тем зверь этот занимает более видное место в пушном промысле, чем, например, выдра или куница. Колонка у нас добывается в год около 300 тыс. шкурок, тогда как куницы не более 30 тыс. штук, а выдры еще того меньше — около 5 тыс. штук. Между тем, повторяем, колонок очень мало известен кругам, не имеющим непосредственного отношения к пушному промыслу, поэтому мы уделяем некоторое место описанию его внешности.

Колонок является ближайшим родственником хорька, от которого, однако, его легко отличить по одноцветной ржаво-желтой окраске меха. Только губы и подбородок колонка чисто белые (иногда небольшие белые пятна разбросаны по горлу), а верх и бока морды — темнобурые, прочие же части головы одного цвета со всем телом. На зиму его мех становится много длинней и пушистей, но не меняет окраски, разве что она становится несколько ярче. Размерами колонок побольше горностая, но поменьше хорька, точнее: длина его тела с хвостом около 40—50 см, из которых на туловище с столовой приходится 25-32 см. Колонок широко распространен в таежной полосе Сибири, и проникает в Европе в таежную часть Заволжья вплоть до Казани Кирова, а в последние годы одиночные колонки наблюдались еще западней, вплоть до верховьев р. Ветлуги. Таким образом, в настоящее время происходит расселение колонка на Запад. На Сахалине и Камчатке колонок отсутствует.

Биология, колонка известна еще довольно слабо. Любимое место его обитания — тайга. Летом колонок охотно держится в каменистых россыпях, куда его, по-видимому, привлекают многочисленные здесь грызуны, особенно пищухи. Подобно своим ближайшим родственникам, хорю и горностаю, он не избегает и человеческого жилья. Течка у колонков проходит в Забайкалье и в Манчжурии в феврале, и спаривание протекает сходно с соответствующими явлениями у хорька. Нора устраивается в большинстве случаев на земле, под корнями, среди валежника, в камнях, и лишь изредка в дуплах. Самка к концу беременности натаскивает в нее шерсть, листья, перья, мох и делает из этого материала гнездо. В выкормке молодых, число которых колеблется от 6 до 12 штук, самец, по-видимому, не принимает участия. Хотя колонок смелый, ловкий хищник, но уступает в силе хорьку. Пища его та же, что и хорька. Следует отметить только, что он преследует иногда белок, однако далеко не так удачно, как куница. Бодрствует колонок всю зиму и только самые холодные месяцы проводит в норе в сонливом состоянии.

Способы добывания колонка сходны со способами добывания хорька и горностая. Промысел колонка, как и горностая, развит еще недостаточно, и имеются все основания считать, что ежегодная добыча этого зверька в будущем значительно увеличится и он займет гораздо более видное место в наших пушных заготовках.

Лучшие колонки поступают из южных частей Западной Сибири. Путем окраски из них получаются превосходные имитации под соболя, а волосы хвоста идут специально на изготовление кистей.