Кедр сибирский в Западной Сибири распространен почти по всей зоне равнинных лесов, подразделенной Г. В. Крыловым (1961) на пять лесорастительных подзон: редкостойных елово-лиственничных лесов; северных лиственнично-кедрово-сосновых лишайниковых лесов, кедрово-сосновых заболоченных лесов; березово-сосново-темно-хвойных лесов; сосново-березовых лесов.
На всем протяжении с севера на юг кедр (кроме самой северной подзоны) участвует в составе смешанных древостоев или образует насаждения со своим преобладанием. Доминирование кедровых лесов среди других представителей темнохвойных формаций — наиболее характерная черта растительности Западно-Сибирской равнины и экологических и фитоценотических свойств кедра сибирского как лесообразователя. Специфические отличия кедровых лесов проявляются в географических и типологических особенностях их, производительности (по классам бонитета) и в взаимосвязях с другими формациями, в том числе в динамике типов кедровников во времени и пространстве. Но при этом самые сильные различия у кедровых лесов все-таки связаны с зональностью.
Краткую типологическую характеристику кедровых лесов по зонам приводим по Г. В. Крылову (1961).
Северная тайга. Зональным типом лесной растительности северной тайги являются елово-лиственничные и сосноволиственничные (к югу) леса с кустарничково-лишайниково-моховым покровом. Кедровые леса приурочены здесь к долинам рек. Их продуктивность и ценотические особенности зависят от степени выработанности и почвенного покрова долин. Наилучшие кедровники находятся в долинах крупных рек на первых надпойменных террасах и поймах с кратковременным затоплением. На аллювиальных супесчаных и суглинистых хорошо дренированных почвах развиты кедровники зеленомошной группы V—IV классов бонитета и производные от них березняки с примесью лиственницы и осины в южных районах. По склонам долин среди лиственничников встречаются лиственнично-кедровые насаждения голубично-багульниковой группы Va бонитета. Повышенные элементы рельефа с более бедными почвами занимают редкостойные лишайниковые кедрачи Va бонитета. Пониженные местоположения речных долин крупных рек, окружение озер и заболоченные долины мелких рек с полупроточным режимом занимают травяно-болотные кедровники Va бонитета. В понижениях с преобладанием в напочвенном покрове сфагновых мхов располагаются сфагновые кедрачи Va—Vб классов бонитета.
Зональные черты северных кедровников больше всего выступают в самом наличии кедровников лишайниковой группы. Специфика лишайниковых кедровников проявляется и в динамике их восстановления. Они не проходят начального этапа развития под пологом лиственных пород. Бедность почв снижает преимущества других пород в скорости роста по высоте в молодости, а по росту корней кедр их превосходит, поэтому здесь он способен доминировать начиная с молодого поколения. Для развития кедровников всех типов леса характерно замедленное прохождение начальных стадий жизни и ускоренное стадий зрелости и старения.
Средняя тайга. Кедровые леса являются зональным элементом растительности данной подзоны и безраздельно господствующей формацией, в особенности если учесть, что большие площади лиственных древостоев в естественно географическом отношении принадлежат кедровникам, к тому же в большинстве своем они заняты молодыми поколениями кедра, произрастающими под пологом лиственных.
По сравнению с северными в лесотипологическом составе кедровников (выпали лишайниковая и голубично-багульниковая группы) при значительном расширении типов в каждой группе и увеличении их числа произошли изменения в соотношениях и эдафической приуроченности групп типов. Господствующее положение получили зеленомошные кедровники, занявшие плакоры (водораздельные равнины) при сохранении большинства своих позиций в долинах рек. Большое распространение получили и долгомошные кедровники.
В составе лесообразующих пород, участвующих в сложении кедровых лесов, также есть изменения почти полное исчезновение лиственницы. В распределении кедровников по группам типов наряду с элементами рельефа важная роль принадлежит историческим факторам — длительности беспожарных периодов, так как в условиях выположенности рельефа, низкой испаряемости и слабой дренированности почв происходит активное заболачивание даже при относительно небольших количествах осадков (450—500 мм/год), свойственных подзоне. Локальность пожаров приводит к тому, что аналогичные по местоположению участки находятся в разных стадиях заболачивания.
Сфагновые кедровники встречаются не только по понижениям, но и на относительно высоких местоположениях на водоразделах, верхних террасах и даже на склонах достаточно выраженной крутизны. Слабая дренированность почвогрунтов связана с наличием почв, находящихся в мерзлотном состоянии (явлениями многолетней мерзлоты). В связи с отмеченным понятие плакора для средней тайги Западной Сибири имеет по существу довольно условное значение.
В фитоценотическом отношении характерно, что смена типов леса от зеленомошных к сфагновым, происходящая в процессе заболачивания, протекает, минуя господство кедровников с напочвенным покровом из кукушкина льна, в связи с чем долгомошные кедровники по составу мохового яруса близки к сфагновым, в то время как по продуктивности древостоев приближаются к зеленомошным.
При сравнительно большом разнообразии в напочвенном покрове амплитуда различий между типами в пределах групп типов по лесоводственным свойствам не широка. По производительности лишь в мшистой группе она захватывает три класса бонитета (фактически не превышая амплитуды двух классов), в остальных же не выходит из пределов двух бонитетов. В порядке снижения производительности основные типы кедровников средней тайги можно расположить в следующий ряд: кислично-мшистый (III класса бонитета), ягодно-мшистый, чернично-мшистый, хвощево-мшистый, брусничный, долгомошный, травяно-болотный, багульниково-сфагновый, сфагновый (V класс бонитета).
Почти все типы леса при наличии обсеменения и отсутствия повторных пожаров способны восстановиться за время, не продолжительнее, чем длительность жизни лиственных лесообразова — телей.
Лишь в Зауралье господство кедра может наступать не сразу после потери доминирующих позиций березы и осины, а после промежуточного периода с преобладанием ели или пихты, и только с отпадом последних кедр занимает роль доминанта.
Южная тайга. Кедровники южной тайги в результате сильного антропогенного давления заметно смещены к более увлажненным местоположениям — в долины рек и выположенные понижения. Обширные водораздельные пространства Обь-Иртышского междуречья в настоящее время преимущественно заняты березовыми древостоями с участием различного количества и возраста молодых поколений кедра, пихты и ели.
Повреждения кедровым лесам периодически наносят энтомовредители. Для суходольных южнотаёжных кедровников характерно высокое участие в составе пихты сибирской, причем не только в нижних ярусах, но и в верхнем, в особенности если считать не по запасу, а по числу стволов. Только в южной тайге пихта временами, связанными с более влажными циклами погод, способна занять доминирующие позиции в верхнем ярусе, что можно отчетливо наблюдать в юго-восточных районах Западно-Сибирской равнины.
На западе южной тайги, как и в среднетаежном Зауралье, эдификаторную роль кедр заметно уступает ели сибирской. Это явление связано с естественноисторическими причинами, т. е. более высокими лесовосстановительными потенциалами ели в условиях повышенного антропогенного давления, в частности влияния пожаров. Это проявляется в большей семенной продуктивности ели при меньшей уничтожаемости семян, лучшей распространяемости семян, в лучшем росте молодых поколений и раннем достижении зрелости.
Наряду с появлением пихты в составе древостоев в этой подзоне отчетливые изменения по сравнению со среднетаежной имеются и во флористическом составе нижних ярусов — появились целые группы типов. Это разнотравная, крупнотравная, вейниковая и папоротниковая. Последние группы представлены немногочисленными участками. В целом можно отметить богатство типов в южной тайге значительно большее, чем в средней. Во взаимоотношении с другими формациями, помимо уже отмеченного выше, наблюдается некоторая уступка кедром сосне бедных супесей на повышенных элементах рельефа. Однако в более увлажненных местопроизрастаниях даже на боровых почвах кедр нередко поселяется под пологом сосняков и способен (при отсутствии пожаров) сформировать свои насаждения (Бех, 1974).