Если в прошлом веке главными потребителями бромистых соединений были медицина и фотография, то теперь, с развитием химии брома, ему нашли еще много других применений.
Не так давно появились установки, которые очищают воздух от пыли и вредных испарений и поддерживают зимой и летом одинаковую температуру. В таких установках для кондиционирования воздуха пользуются бромистым или хлористым литием. Они очень гигроскопичны и легко поглощают влагу. Кроме того, бромистый литий предупреждает коррозию в холодильных установках, обезвоживает минеральные масла, служит растворителем целлюлозы.
Все более высокие требования, предъявляемые к оптическим приборам, заставляют конструкторов искать новые материалы. Высокая прозрачность кристаллов бромистого калия, широко применяемого в фотографии для замедления процесса проявления, по отношению к инфракрасным лучам позволяет изготовлять из него специальные линзы и призмы. А недавно обнаружено еще одно ценное свойство этого соединения — оно предохраняет от порчи фрукты и овощи при хранении. Для этого достаточно тщательно промыть их разведенным раствором бромистого калия.
Многие бромистые соли применяют теперь в качестве катализаторов органического синтеза — бромистый алюминий, бериллий, магний. NaBr при добавке в дубильные растворы повышает твердость дубленой кожи.
Введение атомов брома в молекулы некоторых органических веществ позволяет получать яркие, невыгорающие краски. Например, бромируя флуоросцеин, приготовляют красную краску для шелка — эозин. Широкую популярность в текстильной промышленности завоевал краситель броминдиго. Это вещество дает целую гамму ярких и чистых цветов — от синего до красного. Один из видов этого красителя сходен с античным пурпуром, которым в древности красили тоги римских императоров и мантии персидских царей.
Многие органические бромистые соединения являются сильными отравляющими веществами. В начале 1916 г. немецкие войска применяли на фронте некоторые препараты брома.
Вскоре после окончания первой мировой войны брому нашли еще одно важное применение: его стали вводить в состав антидетонаторов для бензина. В двигателях автомобилей и самолетов при сгорании горючей смеси, т. е. паров бензина и воздуха, возможно накопление нестойких кислородных соединений (перекисей). Они ускоряют горение, однако, когда их концентрация достигает определенного предела, несгоревшая часть газа бурно воспламеняется и сгорает со взрывом. Это явление, называемое детонацией, нарушает нормальную работу двигателя и даже может вызвать аварию. Для борьбы с детонацией к бензину добавляют некоторые вещества — антидетонаторы, препятствующие накоплению перекисей.
Лучший антидетонатор — тетраэтилсвинец — имеет ряд существенных недостатков. Он образует с продуктами горения осадок, отлагающийся на стенках цилиндров двигателя. Кроме того, тетраэтилсвинец ядовит. Добавка к нему брома устраняет многие недостатки тетраэтилсвинца. Бром реагирует со свинцом, образуя летучее соединение, которое уносится через выхлопную трубу.
Пользуясь некоторыми броморганическими соединениями, удалось получить ценные огнестойкие полимеры, в частности эпоксидные смолы. Большой интерес представляют лигнин и древесина, обработанные бромистыми соединениями. Они стойки к атмосферным воздействиям, солнечному свету, морской воде, а также к грибковым заболеваниям. Во время второй мировой войны в Германии был предложен эффективный огнетушитель — бром-хлорметан, более действенный, чем четыреххлористый углерод, и менее ядовитый, чем бромистый метил. Особенно пригоден этот препарат для тушения пламени, возникающего от электрической искры, когда огнетушитель не должен проводить электрический ток.
Подобно брому и другим галогенам, йод образует многочисленные йодорганические соединения. Некоторые из них входят в состав светостойких и прочных красителей (эритрозин, цианин и др.).
Кто ездил ночью в автомобиле, тот знает, как ослепляет яркий свет фар встречной машины. Но если вместо ветрового стекла вставить пластинку целлулоида, в которую введены кристаллики солей йода, то световое сияние приближающейся машины уже не мешает водителю. Кристаллики эти распределены в целлулоиде таким образом, что через их слой могут проходить лишь те световые волны, колебания которых имеют определенное направление. Получается своеобразный фильтр; такие фильтры называют поляроидами.
Комбинируя несколько поляроидов, в кино достигают необыкновенно красочных эффектов; вращая поляроиды, можно быстро менять цвета. Теперь уже не нужно строить сложные и капризные поляризационные микроскопы: небольшие лупы с поляроидами заменяют эти дорогие оптические приборы. Такие лупы очень удобны для полевых изысканий в геологических экспедициях.
Получены йодорганические соединения, совсем не пропускающие рентгеновы лучи. При впрыскивании их в ткани организма получаются исключительно четкие рентгеновские снимки отдельных участков тканей.