Надземная фитомасса подпологовой растительности в дубравах


Дубовые насаждения в лесном фонде района исследований представлены незначительно, поэтому пробные площади закладывали в наиболее распространенных древостоях II класса возраста средней полноты.

Наибольшая фитомасса подроста и подлеска учтена в кисличных и орляковых типах леса — 1000—3335 кг/га. За счет развития подлеска из лещины в кисличном типе леса общая надземная фитомасса древесно-кустарниковых растений больше, чем в орляковом. Масса ели — 900— 1500 кг/га, дуба — до 80 кг/га, ясеня — до 150 кг/га. Фитомасса в дубравах черничных ниже, чем в названных выше типах леса. Максимальная масса даиых компонентов составила 1720 кг/га. Осина, рябина, крушина под пологом дубрав образуют фитомассу не выше 50 кг/га. Согласно литературным данным, а также нашим исследованиям, под пологом дубрав формируется сравнительно развитый ярус древесно-кустарниковых растений.

Для охраны и рационального использования лесных ресурсов необходимы сведения по биологической продуктивности всех ярусов, слагающих фитоценоз. Наиболее изученным в этом плане является основной ярус древостоя. Для некоторых регионов разработаны таблицы фитомассы деревьев в зависимости от их высоты и диаметра. Данных по фитомассе подроста и подлеска значительно меньше, поэтому задача наших исследований заключалась в восполнении этого пробела.

Результаты исследований показали, что надземная фитомасса нижних ярусов растительности значительно изменяется как в сходных условиях, так и в насаждениях, различающихся по водообеспеченности, почвенным условиям, типологической и таксационной структуре.

Для удобства практического использования нами обобщены сведения о фитомассе подроста и подлеска по более широким таксономическим единицам — сериям типов леса и эдафическим группам (по В. С. Гельтману). Наибольшие запасы подроста и подлеска учтены в насаждениях, произрастающих на плодородных почвах в оптимально увлажненных условиях, минимальные — на песчаных и торфяных почвах недостаточного, а также избыточного увлажнения.

В насаждениях па бедных почвах надземную фитомассу подроста 1000 кг/га формируют лишь сосняки брусничные. В лишайниковых типах леса она редко превышает 100 кг/га. В то время как в древостоях кисличной серии типов леса масса подроста на некоторых участках может превышать 10000—15000 кг/га, главным образом за счет ели, которая практически доминирует во всех насаждениях (за исключением лесов на бедных и торфяных почвах).

Максимальная надземная фитомасса подлеска учтена на богатых почвах и представлена в основном лещиной (до 1000 кг/га и более), а на бедных почвах масса подлесочного яруса не превышает, как правило, несколько десятков кг/га. Лишь на отдельных участках с густым подлеском можжевельника в этих условиях масса нижних ярусов составляет более 100—200 кг/га.

Следует отметить, что лесотехническим требованиям и технологическим процессам работ с сохранением подроста удовлетворяют в основном насаждения, произрастающие на богатых почвах повышенного увлажнения.

Доля отдельных частей и фракций древесно-кустарниковых растений в общей надземной фитомассе также сильно варьирует в зависимости от видового состава, почвенных условий, таксационной структуры древостоя и густоты древесно-кустарникового яруса под пологом древостоев. Фитомасса стволов модельных растений составляет 45—80 %, хвои и листвы — 10—40 %, ветвей — 10— 30 % общей массы. Эти сведения рекомендуется использовать для получения ориентировочных данных по фитомассе подпологовой древесно-кустарниковой растительности. Более точные значения можно получить на основе учета типологической и таксационной структуры по уравнениям регрессии, приведенным выше.

В Белоруссии основные исследования в этой области проведены в сосновых насаждениях И. Д. Юркевичем, Э. П. Ярошевич, 1974; Л. П. Смоляком, Е. Г. Петровым, 1978; А. В. Бойко и др., 1975, 1976; В. С. Романовым, Е. Г. Петровым, А. И. Русаленко, 1976 и др. Однако живой напочвеный покров, как указывалось выше, часто изучался для определения общей надземной фитомассы лесов, запасов лекарственных и пищевых растений. Меньше сведений имеется по массе кормовых растений для копытных (В. С. Романов, А. И. Русаленко, Л. П. Смоляк, 1978). Нами составлены таблицы для получения ориентировочных сведений по надземной фитомассе травяно-кустарничкового яруса, мохово-лишайникового покрова, в том числе кормовых растений в преобладающих типах сосновой, еловой, березовой, осиновой и черноольховой формаций, в зависимости от возраста и полноты древостоя.

Наиболее развитый травяно-кустарничковый ярус формируется под пологом насаждений низкой полноты, где доминируют в покрове вереск, черника, злаки, осоки, орляк обыкновенный.

Фитомасса мохового покрова выше 1 (2) т сухого вещества на I га образуется в лесах, на болотах, а также в долгомошных, мшистых, вересковых и брусничных типах леса. Наименьшие запасы мхов (до 3—5 кг/га) учтены в лесах на богатых почвах кисличной и снытевой серий типов леса.

Надземную фитомассу кормов для траво-древесноядных копытных составляют растения, которые используются в пищу. Наилучшими кормовыми свойствами характеризуются насаждения старших классов возраста низкой полноты с наиболее развитым травяно-кустарничковым ярусом. Наиболее бедны в этом отношении жердняки, высокополнотные и высокосомкнутые древостой. Различия в запасах летних кормов для лося, оленя и косули в отдельных типах леса существенны или незначительны там, где доминирующие виды живого напочвенного покрова являются общими (вереск, черника, осоки, злаки, брусника и др.). Менее представленные в покрове растения, не входящие в рацион одного вида животных, дополняются кормовыми, в результате чего различия в запасах составляют не более 5—10 %, в то время как в насаждениях кисличной, крапивной и снытевой сериях типов леса надземная фитомасса кормовых растений для копытных, не использующих эти виды, различается более чем в два раза. Это объясняется тем, что кислица используется в пищу лишь косулей, крапива — лосем и оленем, сныть — лосем и косулей.

Надземная фитомасса основных компонентов живого напочвенного покрова, в том числе лекарственных, технических, пищевых и кормовых растений, во многом определяется типом леса, возрастом и полнотой древостоя, что необходимо учитывать при ведении лесоохотничьего хозяйства, в частности, при заготовке полезных дикорастущих растений.