Многоцелевое лесное хозяйство


Важнейшее условие развития лесного хозяйства в нашей стране — общественная собственность на лес и на средства производства.

Это обеспечивает централизованное руководство всем комплексом лесных отраслей, облегчая выработку и реализацию единой технической политики в целом для лесов всей страны.

Одна из особенностей лесного хозяйства — размещение лесов по территории нашей огромной страны и резкое различие природных и экономических условий по отдельным ее районам.

Преобладающая часть наших лесов расположена в так называемых многолесных районах, охватывающих лесную зону. Это главным образом таежные леса, частично смешанные. На долю многолесных районов приходится 64% территории страны, 88% земель лесного фонда, 85% лесопокрытой площади. Но здесь проживает только 15% населения и находится около 10% всех сельскохозяйственных угодий страны. Средняя лесистость этих районов около 45%, но многие из них имеют значительно более высокий показатель.

Многолесные районы являются базой для промышленных лесозаготовок и для развития крупных предприятий по лесопилению, деревообработке и переработке древесного сырья на целлюлозу, фанеру, плиты, бумагу, картон и другие продукты.

В значительной части таежные леса остаются еще резервными, главным образом в северной части Сибири и Дальнего Востока. Первоочередным объектом освоения на ближайшие годы являются леса в зоне строящейся Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.

Многолеспые районы расположены в нечерноземной зоне с суровыми климатическими условиями. Лесное хозяйство здесь на неопределенно долгое время будет оставаться доминирующим землепользователем. Сравнительно высокая лесистость и целесообразность создания в этих условиях крупной лесной индустрии, для того чтобы обеспечить страну древесиной и продуктами ее переработки, а также для развития лесоэкспорта, обусловливают зональную специализацию лесного хозяйства на выращивание древесины как доминирующего ресурса данной зоны для эксплуатационных целей. По всем этим признакам эксплуатационные леса в многолесных районах относятся к III группе.

Отмеченная зональная специализация не исключает других целей ведения лесного хозяйства. Получение древесины для эксплуатационных целей является доминирующей, но не единственной функцией лесов. Наряду с ней леса многолесных районов имеют водоохранное, почвозащитное и рекреационное значение. Для этих целей также выделены категории лесов соответствующего народнохозяйственного назначения: зеленые зоны, лесопарки, запретные полосы вдоль рек и других водоемов, почвозащитные леса в горных условиях и т. и. Но все эти категории лесов по своему удельному весу не будут пока здесь преобладающими. Эти же цели можно преследовать и в эксплуатационных лесах, накладывая определенные ограничения на лесоэксплуатацию посредством назначения соответствующих способов рубок и лесовосстановления. Однако и в этом случае выращивание древесины для эксплуатационных целей остается ведущей, доминирующей функцией лесного хозяйства.

Резко отличные от многолесных районов условия сложились в остальной части страны. На ее долю приходится только 15% лссопокрытой площади. Многие районы в этой части страны безлесны или малолесны. Основным землепользователем здесь является сельское хозяйство. Именно в этих районах расположена житница нашей страны, тут проживает 85% населения, сосредоточены города и промышленные предприятия.

В этой части страны преобладают леса различного защитного назначения, а также зеленые зоны и лесопарки вокруг многочисленных городов и населенных пунктов. Эксплуатационные леса здесь не имеют преобладающего удельного веса и. будучи расположенными в густонаселенных, промышленных районах с дефицитом древесины, одновременно играют защитную роль, что обусловливает более жесткую регламентацию лесоэксплуатации с учетом соответствующих лесохозяйственных требовании. Эксплуатационные леса в данной части страны относятся ко II группе.

Следует отметить, что и в лесах защитного значения выращивание древесины и ее заготовка не снимаются с повестки дня, как одна из многих целей хозяйствования в лесу. Функционирование лесных массивов на защитные цели требует непрерывного их обновления, что возможно только благодаря рубке леса. Однако древесину следует заготавливать такими способами и при таком возрасте рубки, которые не нарушают доминирующих защитных функций лесов.

Таким образом, для малолесных, густонаселенных районов складывается комплекс целей хозяйствования, среди которых основными являются защитные функции леса.

Развитие общественного производства, изменение экономических условий, интенсификация лесного хозяйства приводят к изменению структуры лесопотребления, а соответственно и структуры целей лесного хозяйства, их соподчиненности во времени и пространстве. Рассмотрим в связи с этим некоторые закономерности в изменении функций леса.

Появление новых городов и населенных пунктов, развитие сельского хозяйства и трансформация лесных земель, расширение средств транспорта и развитие массового туризма и отдыха населения в лесу, наконец рост потребностей в древесине, недревесных продуктах леса и т. д. определяют дополнительные функции леса.

Но в отдельных районах с высокой потребностью в различных продуктах и услугах леса и с благоприятными условиями хозяйствования количество целей лесного хозяйства резко возрастает, и их согласование уже представляет определенную проблеме.

Например, развитие массового отдыха населения в лесу имеет различные этапы. Первоначально он нередко ограничивается расположенными близко к городам лесными массивами, которые выделяются в зеленые зоны. Так, в настоящее время более 2 млн. га лесов Московской обл. отнесены к зеленой зоне. Однако процесс автомобилизации и развития дорог делает все более доступными для посещения и отдаленные лесные массивы. При этом, как правило, население стремится к лесам, расположенным вдоль рек, озер и других водоемов. Поэтому запретные полосы вдоль рек получают высокую рекреационную нагрузку. Упорядочение лесопользования здесь возможно при условии разработки и проведения на практике такой интегрированной системы мероприятий, которая учитывает реально сложившиеся функции лесов и их непротиворечивое согласование.

Аналогичные накладки происходят и для лесов другого функционального назначения: в почвозащитных горных лесах, в противоэрозпонных насаждениях по овражно-балочным системам и даже в полезащитных полосах.

Для приведенных примеров видны три функции: первая — доминирующая по первоначальному назначению лесов (защита берегов от размывов, рек и озер от заиления; защита земель от эрозии и т. и.); вторая — накладываемая дополнительно (рекреация) и третья — заготовка древесины в процессе обновления лесов.

Однако для отдельных республик и районов нашей страны к одним и тем же лесам предъявляется более широкий круг требований. В качестве примера могут служить леса прибалтийских республик. Для этих лесов ставятся следующие задачи: получение наибольшего количества древесины; обеспечение условий отдыха не только местного населения, но и туристов из многих республик пашей страны; создание среды для фауны, в том числе для спортивно-охотничьих целей. На лесное хозяйство Эстонии, например, возлагается задача формирования ландшафтной архитектуры и охраны всей окружающей человека среды.

Отдельные участки леса при этом играют различную роль, однако в целом леса этих республик практически выполняют многоцелевое назначение со стремлением максимально возможного воспроизводства и использования всего комплекса ресурсов для данных природных и экономических условий.

Интенсификация многоцелевого лесного хозяйства позволяет непрерывно повышать продуктивность лесов по всему комплексу ресурсов.

В числе этих ресурсов должное внимание уделяется расширенному воспроизводству высококачественной древесины. Достаточно, например, отмстить, что оптимизация структуры формируемых насаждений на всех этапах лссовыращнвания позволяет в благоприятных условиях прибалтийских республик получать еловые культуры производительностью до 10—15 м3/га в год.