Сопоставив материалы предыдущих глав, можно было бы сказать, что в них недостаточно часто указывалось на пределы применения биологических методов. Однако цель книги заключалась в первую очередь в описании возможностей соответствующих методов, которые возникают при защите живых организмов от вредителей. Об ограничениях свидетельствует динамика численности популяций, описанная в первой главе. Все организмы, в том числе и полезные для человека, подвержены ограниченным влияниям, действующим на них в виде живых или неживых факторов окружающей среды. В каждой главе, кроме того, показаны пределы управления этими факторами в соответствии с современным состоянием знаний. Ни стерильные насекомые, ни энтомофаги (наездники, хищники) или патогены не могут в отдельности способствовать решению всех проблем сокращения численности вредителей до необходимого уровня, но в определенной степени содействуют этому, причем, как нам кажется, в значительно большей степени, чем пока доказано. Таким образом, эта книга носит оптимистический характер, причем по хорошим причинам, так как она должна стимулировать дальнейшие исследования и практическое экспериментирование на базе изложенного материала. Кроме того, она пытается искоренить некоторые старые предрассудки, например представление о том, что полезные организмы никогда не достигнут нужной в наше время активности, так как, уничтожая вредителей, они подвергают опасности сами себя.
Новые методы борьбы, как перенаселение возбудителями болезней, энтомофагами или генетически измененными представителями тех же видов, могут быть особенно результативными именно потому, что благодаря поразительной способности к регулированию, присущей антагонистам, приспособленным к более низким плотностям популяций хозяев, они включают другие защитные механизмы и в результате при условии правильного применения оказываются еще более эффективными. Идеальному варианту долгосрочной активности интродуцированных энтомофагов содействуют, таким образом, принципиально иные методы борьбы. Следовательно, настало время, когда при обсуждении всех проблемных вопросов необходимо ориентироваться на современные исследования и понимание того, что экономические пороги вредоносности также часто способствуют распространению важнейших антагонистов вредных организмов.
Из убедительного выступления генерального директора Европейской и Средиземноморской Организации по защите растений (ЕОЗР) на открытии VII Международного конгресса по защите растений в Париже (1970) следует, что, несмотря на все новые достижения, придется рассчитывать на дальнейший рост производства и применения пестицидов. Это высказывание заслуживает внимания в связи с постоянно растущей необходимостью использовать пестициды как самое острое оружие в борьбе с вредителями только целенаправленно, осторожно и экологически разумно. Только таким путем можно ослабить их нежелательное побочное действие и держать это оружие наготове на тот случай, если все другие способы борьбы будут недоступны. Следовательно, и в будущем подход к проблеме останется многосторонним и, как показано в главе 16, потребует развития широкой стратегии борьбы с вредителями. Эта стратегия будет ориентироваться на вышеуказанные задачи растениеводства и защиты растений в экосистемах и еще больше, чем в настоящее время, уделять внимание стабильности сельскохозяйственного производства и длительности действия принятых решений.
Не всегда удается легко увязать эти требования с обратной тенденцией к превращению сельского хозяйства в максимально механизированную индустрию. Однако рациональные методы производства не противоречат требованиям биологии и экологии, если исходить из подлинного смысла слова «ratio» и в данном случае понимать «рациональное», как «экономически» и экологически оптимальное. На примере нежелательного с точки зрения биологии сокращения севооборотов можно показать, что с расширением монокультур возрастают возможности создания в них сильного защитного потенциала.
Наряду с интенсивным сельским хозяйством, где в будущем все меньшее число людей будет вынуждено давать все больше продукции, существуют и различные формы экстенсивного возделывания культурных растений.
В лесу, зеленых зонах и садах люди все чаще ищут необходимую компенсацию за технизацию окружающей их среды. Даже в сельском хозяйстве наряду с производством продуктов питания начинают признавать заботу непосредственно о ландшафте как одном из важных условий существования. Это в первую очередь необходимо в тех районах, где плодородные земли все чаще превращаются в пустоши.
В настоящее время защита окружающей среды и здоровья людей везде стоит на повестке дня. Следовательно, можно быть уверенным, что скоро только такие методы найдут понимание у общественности, которые практически не представляют опасности с точки зрения санитарии. Поэтому никто не будет использовать в борьбе с вредителями тех возбудителей болезней, которые представляют опасность для здоровья человека. Кроме того, такие средства не получили бы допуска со стороны органов здравоохранения. Американцы были пионерами в развитии этого направления и в результате тщательных исследований добились в 60-е годы допуска двух энтомопатогенных бактериальных препаратов (см. раздел 10.4). По инициативе Всемирной Организации Здравоохранения и ФАО с 1972 г. разработаны широкие рекомендации, особенно для испытания и применения энтомопатогенных вирусов в борьбе с вредителями. Однако еще раньше органы здравоохранения США после восьмилетних проверок разрешили допуск первого вирусного препарата. На основе собранных при этом данных и исходя из рекомендаций ВОЗ/ФАО Агентство по охране окружающей среды США создало комиссию экспертов и разработало детальную систему испытаний, которые постоянно приводятся в соответствие с новейшими установками. Ни один из применяющихся в настоящее время химических пестицидов не проходил перед допуском таких строгих и обширных проверок.
Поскольку отдельные европейские государства лишь с трудом принимают решения о проведении соответствующих испытании препаратов на основе энтомопатогенов, Европейское экономическое сообщество взяло на себя в 1980 г. инициативу и разработало проект решения для стран — участниц сообщества. Таким образом, можно надеяться, что в недалеком будущем появится инструкция по испытаниям биопрепаратов для стран Европы, которая вследствие своего международного назначения значительно облегчит работу фирм, выпускающих эти препараты. Удивительно, что только после 30 лет широчайшего применения синтетических пестицидов начали возникать сомнения об экономической целесообразности их использования. Мы еще далеки от того, чтобы оценивать экономические пороги вредоносности всех основных вредителей сельского и лесного хозяйства. В главе 16 были рассмотрены, кроме того, две сферы, где действуют иные пороги вредоносности, и которые не поддаются оценке в денежном выражении, однако это не должно отвлекать от основной проблемы. Скорее этот пример служит добавлением к теме для необходимых раздумий.
Утверждение последнего дополнения к закону о защите растений в ФРГ (1975) и такие же регламентации в соседних странах способствуют установлению баланса между требованиями охраны здоровья и защиты растений. Показатели порогов вредоносности важны только в экономическом отношении. Запреты или ограничения на определенные пестициды со стороны органов здравоохранения приводят к уменьшению их опасности для человека и животных. Лишь постепенно этот необходимый, но создающий ограничения шаг дополняется конструктивным требованием, призывающим к развитию и применению методов именно потому, что они не вызывают сомнений с точки зрения охраны здоровья, и это, безусловно, когда-нибудь отразится на оценке средств защиты перед их допуском. Наряду с обычными критериями, принятыми в настоящее время, свою роль будут играть также вопросы защиты окружающей среды и селективности препаратов, и в результате в комплексной оценке препарата его максимальная эффективность, служившая ранее основным критерием, перестанет быть доминирующим признаком.
Одним из первых шагов в этом направлении является решение Федерального ведомства по биологии проводить — пока только на добровольных началах — проверку пестицидов на их токсичность для полезных членистоногих перед официальным допуском.
Стимуляция разработки безопасных для окружающей среды методов защиты без применения пестицидов — несомненно, важнейшая социальная задача. В ФРГ, несмотря на серьезные предварительные достижения в государственном плане, до сих пор не удалось добиться промышленного производства средств защиты на основе селективных, безусловно безопасных для среды вирусных, бактериальных или грибных препаратов. Для преодоления этого препятствия необходимо изыскивать возможности нового типа. Так, полуофициальные организации или учреждения могли бы взять на себя реализацию достижений государственных институтов.
При рассмотрении отдельных методов защиты в этой книге приходилось всегда оставаться в рамках достижений разных исследовательских групп, работающих самостоятельно без поддержки со стороны промышленности. Несомненно, им предъявляются слишком высокие требования по разработке и введению новых препаратов в практику. Опыт показал, что новые методы защиты растений, действительно безопасные и с экологической точки зрения, и для здоровья людей, выигрывают в конкурентной борьбе на рынке обычно лишь в том случае, если уже принятые, удобные в применении, более эффективные и часто (при ближайшем рассмотрении) более дешевые способы вдруг оказываются совершенно несостоятельными, экономически невыгодными или должны быть изъяты из продажи из-за слишком поздно установленной их опасности для среды. С 1972 по 1979 г. в ФРГ сбыт пестицидов возрос в среднем на 51%, и со стороны высших представителей власти исходят в принципе доброжелательные, но конкретные декларации о необходимости сократить применение химических средств.
Поэтому теперь от ответственных лиц следовало бы ожидать, что в своей аграрной политике они найдут возможность более активного и действительного (а не только на словах) внедрения мероприятий, соответствующих экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Данная книга может оказать помощь и в этом вопросе.
Если сопоставить ежегодные расходы государственных учреждений западных стран на разработку биологических методов (около 20 млн. марок ФРГ) с суммами, которые промышленность этих стран ежегодно вкладывает в производство химических препаратов (около 350 млн. марок ФРГ) или получает от их продажи (около 6 млрд, марок ФРГ), то возникает досадная диспропорция. Эти цифры следует учесть при сравнении подлинной эффективности химических и нехимических методов борьбы. Кроме того, эти цифры должны быть известны тем, кто участвует в планировании программ, способствующих ослаблению угрожающего состояния окружающей среды. В настоящее время совершенно необходимо контролировать стремительно возрастающее загрязнение окружающей среды, и при этом надо рассчитывать только на действительно конструктивные предложения, в том числе на развитие нехимических способов борьбы.
Множество хороших примеров использования в практике современных знаний экологии, полученных в высших учебных заведениях, можно найти в странах Северной Америки, в СССР и Китае. Не химические способы борьбы сами по себе, а то одностороннее предпочтение, которое отдают им в исследованиях и в производстве, представляет опасность в настоящее время. Таким образом, основная цель заключается не просто в нахождении альтернативы химическому методу, а в его совершенствовании, выявлении дополняющих факторов и их введении в систему гармонично сочетающихся методов с учетом всех справедливых требований к комплексному действию такой системы. Необходимую поддержку этой точке зрения оказывает признание со стороны ФАО и ВОЗ интегрированного метода борьбы с вредителями с особым упором на биологические способы.
Заглядывая в будущее, необходимо, кроме того, рассмотреть возможные направления исследований, которые являются или совершенно неотложными, или в высшей степени перспективными. Важнейшей темой исследований представляется борьба с переносчиками болезней человека, домашних животных и культурных растений без применения пестицидов. С одной стороны, пороги вредоносности векторов очень низки, поэтому против них необходимы высокоэффективные методы защиты. С другой стороны, в области санитарии часто приходится применять стойкие и нежелательные в санитарном отношении препараты, поскольку набор средств для борьбы именно с этими вредителями еще слишком невелик. В результате важнейшая задача, поставленная ВОЗ в этой новой области исследований, заключается в проведении испытаний биологических и биотехнических методов совместно с развивающимися странами. Кроме того, ВОЗ имеет собственную международную службу идентификации организмов, патогенных для переносчиков болезней человека и животных. Таким образом, в целом существует большая потребность в методах борьбы с векторами, особенно с переносчиками болезней растений, без применения пестицидов.
В области разработки биологических методов для условий Европы особенно приемлемы следующие направления исследований, тем более что для некоторых проектов уже получены положительные решения:
- систематическое применение полезных беспозвоночных (хищные клещи) и позвоночных животных (гамбузия) с повышенной устойчивостью к пестицидам, поскольку места их обитаний в дальнейшем будут подвергаться опасности загрязнения.
- искусственная концентрация местных или дополнительно завезенных энтомофагов в районах или в сроки наибольшей опасности путем использования аттрактантов, сигнальных веществ, пищевых приманок или с помощью хозяев и (или) создания мест выплода.
- создание возможностей использования полезных членистоногих в теплицах, где быстрое возникновение устойчивых форм и замедленное разложение токсичных остатков пестицидов создают особые проблемы.
- более пристальное внимание к комплексу хищников родственных видов вредителей в других зонах фауны путем введения новых полезных видов против интродуцированных и местных вредителей и сорняков (в том числе «адаптационный ввоз»).
- разработка методов оценки и более активного поддержания комплексов хищников, в том числе для вредителей культур интенсивного типа, с учетом их влияния на показатели пороговой численности.
- разработка новых стандартизированных методов испытания побочного действия пестицидов (включая и ростовые вещества) на фауну, в первую очередь на энтомофагов; использование данных таких тестов на международном уровне при получении допусков.
- разработка новых и усовершенствование уже полученных микробиальных препаратов не только против насекомых-фитофагов, но и против фитопатогенов, но в первую очередь против переносчиков инфекционных болезней человека и животных.
- попытки ограничения побочного вредного эффекта пестицидов широкого спектра действия с помощью репеллентов и аттрактантов; использование репеллентов для удаления полезных насекомых с обработанных площадей, где при малоформатных опрыскиваниях остаются свободные от пестицидов участки, и применение аттрактантов для привлечения вредителей на небольшие обрабатываемые участки и повышения эффективности микробиальных препаратов.
Перечень наиболее актуальных и перспективных задач можно было бы легко продолжить. Международное сотрудничество при решении этих вопросов стало особенно интенсивным с тех пор, как на базе прежней организации по биологической борьбе, включавшей страны Европы и Средиземноморья, возникла новая всемирная Международная организация (МОББ) с Западнопалеарктической региональной секцией, в сферу действия которой входит и ФРГ. К этому следует добавить поддержку интегрированного метода защиты растений со стороны Европейского Экономического Сообщества в заново созданных рабочих группах. Однако главное — это готовность руководящих инстанций соответствующих стран проявлять терпение и благоразумие в отношении любого ориентированного на практику исследования в плане конструктивной защиты окружающей среды. Чем более энергично государство поддерживает каждую область исследований, пока еще не представляющую интереса для промышленности, и чем сильнее развивается промышленное производство биологических препаратов, таким образом способствуя дальнейшему сглаживанию противоречий между различными способами защиты растений, тем скорее будет претворена в жизнь представленная в книге картина плодотворного взаимодействия всех доступных методов борьбы. Для этого наряду с доброй волей, исследовательской инициативой и ответственностью, а также соответствующей финансовой поддержкой необходима объективная оценка положения человека в преобразованном им мире.